ЛИХАЯ ГОДИНА

 Документы 1918- 1937, события и люди.

События, происходившие в Калужской губернии, неразрывно связаны с историей всей  нашей страны. Мы рассмотрим, как эти события отразились в маленьком пространстве нашей необъятной страны – в Перемышльском уезде Калужской губернии на основе архивных документов Калужской области.

В начале XX столетия в России происходили важные исторические события. Страна переживала новый этап своего развития. 1917 год. Революция. Большое  видится на расстоянии, и  до сих пор, спустя почти сто лет многие  историки продолжают спорить на эту тему. Одни считают это революцией, которая несла свободу и демократию, а другие —  переворотом. Правительство ужесточило давление на церковь. По всей стране начались увольнения архиереев, обвиненных в поддержке старого режима. Государь отрекся от престола 2 марта 1917 г.

В июне в Москве открылся Всероссийский съезд духовенства и мирян, на котором главной темой стал вопрос скорейшего созыва Всероссийского Церковного собора, которого Церковь ждала давно, более двухсот лет. 5 июля такое судьбоносное решение было принято.

29 июня на московскую кафедру Святейшим Синодом  был возведен архиепископ Тихон. Он был избран председателем Всероссийского Поместного собора, который проходил 15 августа в Успенском соборе Кремля. В эти тревожные дни Москва торжественно встретила своего избранника, который обратился к присутствующим со словами: «наша Родина гибнет, тому причиной бездна нашего греховного падения». Собор обратился к русскому народу с предостережением одуматься и прекратить внутренние распри и вражду с напоминанием Христовой заповеди любви.

Было отмечено, что «совесть народная затуманена противными христианству учениями. Совершаются неслыханные кощунства и святотатства. Местами пастыри изгоняются из храмов. Изо дня в день возрастает дерзость грабителей. Люди, живущие честным трудом, становятся предметом глумления и хулы. Россия стала притчею во языцах, предметом поношения среди иноземцев из-за алчности, трусости и предательства ее сынов». Призывом звучат слова Собора  «Православные! Именем церкви Христовой Собор обращается к вам с мольбою: Очнитесь, опомнитесь, встаньте за Россию

В стране царила разруха. 28 октября революционные события  пришли в Москву. На улицах лежали убитые, искалеченные. Всюду вооруженные толпы, стреляли во дворах и из окон. Начались аресты и самосуд, обстановка в стране требовала рассмотрения вопроса об управлении Русской православной церковью.

С самого начала известно, что  Патриаршество существовало на  начальном этапе становления христианства на Руси. Сначала Русская церковь была в юрисдикции Константинопольской патриархии. По мере того, как она выросла, окрепла, появился первый Патриарх Московский и всея Руси. Им достигалась полнота государственного устройства. Петр 1 упразднил сан Патриарха и тем самым обезглавил ее.

На соборе было заявлено, что «нам нужен Патриарх, как духовный вождь и руководитель, который бы вдохновлял сердца русского народа, призывал бы к исправлению жизни к подвигу и сам шел впереди»

Архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии ближайший сотрудник Патриарха, отмечая, что кафедра вдовствует, т.к. место Патриарха пусто уже на протяжении 200 лет, сравнивал ее со стеной плача в Иерусалиме. « Приходят к ней старые правоверные евреи и плачут, проливая слезы о погибшей национальной свободе и о бывшей национальной славе. В Москве в Успенском соборе тоже есть русская стена плача – пустое патриаршее место. 200 лет приходят сюда люди и плачут горькими слезами о погубленной Петром церковной свободе и о былой церковной славе. Какое будет горе, если и впредь навеки останется эта наша русская стена плача! Да не будет!» Так заключил свою эмоциональную речь архимандрит Иларион.

В это время в лоне церкви тоже начались изменения, и церковный собор начался преобразовываться в подлинно церковный Собор, объединенный одним волеизъявлением на благо церкви. Настала необходимость выбрать патриарха, как главного кормчего церковной деятельности. Выбирали жребием.

Самое большое количество голосов набрал архиепископ Харьковский Антоний, вторым был — архиепископ Новгородский Арсений — оба бывшие ректоры академий, третьим стал святитель Тихон. О нем отзывались, как о рассудительном, доступном, благочестивом пастыре. К этому времени у о. Тихона скопился солидный багаж его деятельности: это десятилетнее служение святителя в Америке, затем в Ярославской епархии и в Вильно во время 1-й Мировой войны.

5 ноября молились перед малою иконой Владимирской Божией Матери. В ковчежец были положены все имена избранных. Затем старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий в мантии трижды окрестив себя крестом, вытянул один жребий и протянул его митрополиту Владимиру. Было оглашено имя избранного митрополита Московского и Коломенского Тихона перед лицом епископов, клира и народа, слышались возгласы: «Аксиос! Аксиос!»- Достоин! Свершилось поворотное событие в жизни Русской Церкви: после  двухвекового вынужденного  положения без руководителя она вновь обрела своего предстоятеля и первосвятителя. izobrazhenie_3_foto_patriarha

В своей ответной речи избранный Патриарх осознавал и предчувствовал то тяжелое испытание, которое  ожидало его, и он пророчески сравнил его с тем свитком, который  должен был съесть пророк Иезекииль, где были начертаны слова: Плач, стон и горе. Удивительно сейчас звучат его слова: «Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину.» 21 ноября( 4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе состоялась интронизация Патриарха святителя Тихона.

Было отмечено, что патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди огня и смертоносной пальбы. Первосвятительская речь Патриарха Тихона раскрывает величие смиренной души святителя.

В это время события в отделившейся от Советской власти Украине приобрели опасный характер и грозили расколоть целостность Русской Православной  церкви. В Киевскую Лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев с распоряжением о конфискации имущества, подписанным комиссаром Коллонтай. Отказавшись отдать лаврское достояние, митрополит Вениамин и наместник Лавры епископ Елисаветградский Прокопий были арестованы вместе со всем духовным Собором Лавры. Престарелый протоиерей Петр Скипетров, настоятель церкви святых стартотерпцев Бориса и Глеба, обратился к захватчикам остановиться и не осквернять святыни и был смертельно ранен.

Патриарх Тихон издает послание против расправ над невинными людьми в котором говорится: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы» и  предает анафеме участников, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих.

25 января был зверски убит митрополит Киевский Владимир. Святитель Тихон был потрясен кончиной своего друга и соратника. В связи с участившимися  нападениями на духовенство «Союз объединенных приходов» решил организовать охрану Патриарха.

20 января в Москве открылась вторая сессия Всероссийского Поместного Собора. В это время публикуется  документ об отделении Русской Православной Церкви от государства. Церковь была официально лишена государственных субсидий, а ее имущество объявлено народным достоянием. В документах того времени по г. Перемышлю мне попалась статья из местной газеты под заглавием: С наукой против Бога. ( 1.)

Цитата: «Надо добиться, чтобы район сплошной коллективизации был бы безбожным районом. Последние церкви в районе должны быть закрыты и из очагов дурмана превратиться в центры культуры, продвижения агрознаний в деревне.»

По Перемышльскому району из 14 фактически закрытых церквей утверждено РИКом и Мособлисполкомом закрытие трех церквей. В 1918 г. был закрыт Лютиков монастырь в селе Корекозево Перемышльского уезда. Вот приказ от 13 августа 1918 г. ( 2.)

«№203                           с. Корекозево

На основании статьи 5-ой декрета о свободе и совести и церковных религиозных имуществ 23 января 1918 года Троицко-Лютиков монастырь в селе Корекозево Андреевской волости, Перемышльского уезда Калужской губернии за участие монахов во главе с игуменом Иосифом в восстании против Советской власти, за призыв крестьян набатным звоном, за допущение убийства: Члена Исполнительного Комитета Перемышльского Уездного Совета тов. Матвеева, Члена Комиссариата Земледелия Кураева, служащих в военном Комиссариате тов. Закалина, Ракчеева и милиционеров тов. Смольянинова и Мишина за антиправительственную агитацию УПРАЗДНЯЕТСЯ.

 Для приема монастыря, учета и составления описи всего имущества назначается комиссар тов. Прокопчик, и все монастырское имущество, как народное республиканское достояние, в силу статьи 13 того же декрета отбирается от монастыря, как от упраздненной настоящим приказом приходской общины.

Тов. Прокопчику принять все  меры к должному охранению имеющихся двух в монастыре храмов. Всем монахам, не причастных к восстанию, в 7-дневный срок предложить оставить монастырь и пределы Калужской губернии, обязав таковых подпиской».

Поступают новые указания из Агитпропотдела по изъятию церковных ценностей:

Руководящие указания Губкома РКП(б) об агитпропаганде, о работе среди беспартийных и др. 1922г. (3.)

«Срочно

В уездную комиссию по изъятию церковных ценностей согласно телеграммы Калужского губернского политотдела ГПУ от апреля за № 2959.

Вторично прошу выслать мне материалы в докладах уполномоченных по изъятию церковных ценностей с подробным пояснением, как происходило изъятие в том, или ином приходе, действия причтов, церковников и в целом, населения. В докладах должно быть подробно указано все, как положительная, так и отрицательная стороны, а главное, с указанием выступления населения, руководителей, и результаты этих выступлений. Настоящий материал необходим как исторический факт.

     Уполномоченный Губотдела ГПУ,

    Помощник упол.осведомлению Кольцов.»

Приведу один документ для иллюстрации выполнения разного рода распоряжений на местах.

Постановление Всероссийского съезда начальников губернских и областных административных отделов и начальников губернских областей п/отд. уголовного розыска по проведению отделения церкви от государства в части касающейся административных распоряжений.

«Съезд считает необходимым при проведении работ административной организации по отделению церкви от государства руководствоваться следующими положениями:

Следует избегать в частности проверки имущества, обысков и арестов во время молитвенных собраний или совершении религиозных обрядов. При закрытии церквей не допускать действий, оскорбляющих религиозные чувства верующих. К закрытию церквей прибегать в исключительных случаях и только на основании уже полученного протокольного постановления президиума ГИК или Облисполкома». ( 4.) 

Постановление упоминает и запрещает эти беззаконные и кощунственные действия, так как они активно производились на местах. Таким образом, видно, что постановления власти тут же выполнялись на местах и даже с большим энтузиазмом и верноподническим рвением, конфисковывалось имущество не только церкви, но и граждан.

В 1919 г. было дело по реквизиции имущества граждан города Перемышля и его уезда.

Был составлен список граждан Перемышля, имеющих мебель. Вот пример:

«Бриллиантов Николай Павлович, священник:

столов-5, стульев-12, шкафов-3, гардероб-1, граммофон-1, комод-1, диван-2″( 5.)

Или вот, уже 1935г.  «В уездную комиссию по городу Перемышлю

Муниципальный под’отдел разрешает конфисковать мебель, требуемую для милиции у граждан г. Перемышля А.Н. Брейтфус, З.С. Брейтфус и у священников Бриллиантова и Смирнова.

 Заведующий муниципальным под’отделом: подпись»

Приняв во внимание враждебное отношение Советской власти к церкви, Собор издает Чрезвычайное определение, согласно которому Святейшему Патриарху Тихону предоставляется право единоличного назначения местоблюстителей. Так церковные советы пытались корректировать свои отношения с властью, но смягчения не происходило, т. к. появлялись довольно жесткие документы. Власть была решительно настроена против церкви и не собиралась сотрудничать с ней.

3 марта в Брест-Литовске советская делегация подписала мирный договор с Германией, согласившись принять все условия ультиматума, Россия теряла свои промышленные и культурные центры, лишалась обороноспособных рубежей. В скрытом виде на Россию налагалась контрибуция в 6 миллиардов марок. Патриарх обратился с посланием, в котором обличал антироссийский характер договора.

19 июня(2 июля) 1918 года открылась третья сессия Поместного Собора Русской Православной церкви. К этому времени было замучено большое количество духовенства и мирян. Пришло сообщение о расстреле императора. О том, что расстреляны члены царской семьи, власти поначалу умалчивали. По всей стране продолжались бессудные расправы над духовенством, прикрывавшиеся разговорами о контрреволюции и необходимости военного времени. Святейший Патриарх Тихон выступил с обличительным посланием, в котором обвинил власти в гибели епископов, священников, монахов и монахинь в том, что они наложили руку на церковное достояние, закрыли ряд монастырей и церквей. Во время красного террора погибло за веру 15 тысяч человек — представителей духовенства и мирян.

В ночь с 24 на 25 ноября Святейший Патриарх Тихон был подвергнут домашнему аресту без предъявления обвинения. В его покоях учинили обыск и поставили стражу. Около месяца Патриарх провел под домашним арестом. Учитывая общественный и международный резонанс этого дела, большевики вынуждены были убрать стражу с Троицкого подворья, бывшего резиденцией святителя Тихона.

В начале 1919 года по всей Советской России началась кампания по вскрытию мощей. Патриарх не мог быть в стороне от такого глумления и писал « По долгу пастырского служения заявляю вам, что всякое оскорбление религиозного чувства народа вызовет в нем естественную скорбь, справедливое негодование и может взволновать его в несравненно большей степени, чем все другие невзгоды жизни. Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и вещать народу: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

Вот документ о вскрытии мощей.

В дополнение к распоряжению  циркулярного письма НКВД от 28 февраля 1919 г. по поводу вскрытия мощей (6.): «сообщение

1).  При обследовании мощей должны присутствовать кроме ответственных членов советских организаций, уполномоченных от верующих и служителей, также представители медперсонала, обладающих достаточным авторитетом в массах в области науки.

2).Составляется подробный акт обследования мощей, опись всех обнаруженных вещей.

3). Всем губернским и городским исполкомам ставится в обязанность снабжение отделов управления НКВД достаточными информативными материалами по этому поводу в виде копий и актов обследования.

4). Разоблаченные мощи могут быть или оставлены только на несколько дней для осмотра, или в прежнем виде водружаются на прежнее место, или мощи передаются в музей или другие общественные здания для публичного постоянного осмотра. Второе и особенно последнее, наиболее желательно. Опирайтесь исключительно на авторитет Советской власти, на индифферентизм верующих и впечатление от разоблачения. Ни в коем случае не действуйте так, чтобы потом пришлось опираться на вооруженную силу.

Зав отделом: Минин (Тинин?) нрб.

Секретарь: Иосиф Генкин» .

Мощи Преподобного Сергия Радонежского, чью память, 700 — летие, мы отмечаем  в этом году, вскрыли 11 апреля. Накануне собралась толпа богомольцев и молитвы пелись всю ночь, пока проходило вскрытие. Всякая попытка защитить мощи жестоко каралась. Вскоре после кампании по вскрытию мощей началась кампания по закрытию обителей. Монастыри де-юре лишались права на сосуществование: они могли существовать либо как трудовые артели в сельской местности, либо как церковный причт в городах.

Летом 1921 года в Поволжье, Приуралье, на Кавказе, в Крыму, на юге Украины разразилась жестокая засуха. В 34 губерниях России царил голод. К маю 1922 года голодало уже около 20 миллионов человек, около миллиона скончались, власти решили изъять ценности у церкви. Для переговоров отправили Горького. В результате переговоров с Горьким был образован Всероссийский комитет помощи голодающим: (Помгол), куда входила помощь и из- за рубежа, т.к. Патриарх Тихон обратился к Папе Римскому, к архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому с посланием, в котором во имя христианской любви призывал провести сбор продовольствия и денег для вымирающего Поволжья. Патриарх обратился за помощью к верующим и начался сбор средств для голодающих.

В это время Ленин составил секретное письмо, в котором писал, что «именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому мы должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления.» Далее в своем письме вождь пролетариата сообщал, что «если необходимо для  осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в  самый короткий срок…именно теперь мы должны дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью. чтобы они не забыли этого в течение нескольких  десятилетий… На съезде партии необходимо устроить секретное совещание. На этом совещании провести секретное решение, что изъятие ценностей самых богатых лавр, монастырей, церквей,  должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии  и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать »

30 марта по рекомендации Ленина на заседании политбюро был принят план разгрома церковной организации, начиная с Синода и Патриарха. Многие священники были расстреляны, а Патриарх Тихон в мае арестован и содержался  в своей резиденции Донского монастыря. В начале 1923 года Патриарха Тихона переводят на Лубянку в тюрьму ГПУ. 16 марта 1923 г. ему было предъявлено обвинение в призывах к свержению Советской власти и возбуждении масс к сопротивлению законным постановлениям правительства. Чтобы спасти Русскую Православную церковь, где уже начался раскол, и обновленчество поднимало голову, Патриарх признал свои выступления против советской власти и сказал, что он ныне не враг советской власти. Святителя Тихона выпустили из — под стражи, но он оставался под судом и в любой момент его могли арестовать.

Несмотря на заявления и послания Патриарха с выражением лояльности советскому правительству, сохранялся запрет на поминовение имени Патриарха Тихона за богослужением. Оно приравнивалось к публичному изъявлению хвалы заведомым врагам советской власти. Прокурорское разъяснение предупреждало, что «служители культа, которые будут продолжать такое поминовение… как лица социально опасные на основании декрета ВЦИК от 10 августа 1922 г, будут предъявляться в особую комиссию при НКВД  для высылки в административном порядке с заключением на три года в лагерь принудительных работ». Как видно, такое постановление тщательно выполнялось, были допрошены сотни человек по вопросу, поминали ли они за богослужением Патриарха, либо пользовались другими уловками для наказания виновных, не подчинившихся приказу. Приведу в пример документы протоколов по Калужской губернии, найденные в нашем Калужском архиве. Документы- серьезная вещь.

Люди на местах торопятся доложить, что у них в округе все в порядке. Например, вот, что сообщает священник Лебедев (7.).

«Протокол опроса 1924 г., 23 июля. Протоколы и постановления Калужского окружкома ВКП(б)

В Калужский ЦИК     рапорт

На основании постановления СССР предписания  КЕУ о немедленном прекращении поминовения за богослужением личности Патриарха Тихона, как элемента политически неблагонадежного и уже лишенного звания Патриарха, считаю прямым своим долгом официально сообщить УИКу, что во вверенном мне округе в сию пору, невзирая на запрещение комитета СССР и КЕУ настойчиво, даже с бравированием, торжественно произносится имя бывшего Патриарха Тихона в монастыре «Отрада и Утешение» при церкви Иоанна Милостивого, благодаря чему разжигаются страсти у темного люда, и может окончится подобное безобразие неблагополучным финалом. Последнее поминовение было 10 сентября 1924 г. при гармоничном пении монастырского хора за Всеночным Богослужением в 7 с половиной вечера. Во избежание на этой почве всяких недоразумений Я, уполномоченный КЕУ, ставлю в известность УИК и прошу убедительно принять меры.

1924 г. 11 сентября

Уполномоченный КЕУ по борьбе с тихоновщиной священник Лебедев».

Или ещё: «В Калужский УИК. Протокол опроса от 22 мая 1924 г.

Опросил председателя церковного совета церкви Рождества Бабаевской волости Калужского уезда Поникина( нрб. Поликина) Николая Гавриловича, 61 года, который показал, что священник Бриллиантов Павел Федорович во время исправления религиозных обрядов поминал Тихона, как в 1923, так и в 1924 г., а также на Пасхальной неделе, собирал деньги без ведома церковного совета на содержание архиерейского дома. Зинаида Малинина вместе с братом служила псаломщицей с Драгошанским».

Протокол опроса 1924 г. июля 23 дня: «Я, член Калужского УИК А.М. Домогацкий сего числа опросил священника с. Гремячево Калужского уезда и губернии церкви Успения  и Георгия Победоносца при селе Гремячево Соколова Александра Алексеевича.

Я, Соколов Александр Алексеевич, от роду имею 27 лет и жена Мария Николаевна — 18 лет. Семейное положение — сын Александр — 4 месяца, мать — 70 лет Екатерина Ивановна, сестра, вдова- Вера Алексеевна Смольянинова- 41 год и племянник Евгений Тихонович — 9 лет, уроженец с. Гремячево Перемышльской волости Калужского уезда и губернии.

Грамотный, учился в КДС, окончил 4 класса таковой. В 1917 г. мая 29 дня поступил в Харьковский университет на историко-филологический факультет, где обучался 2 года. По указу Епархиального управления от 3 апреля 1923 года священник с. Гремячево. В отношении поминовения патриархов Тихона и Иосафа и других во время совершения литургии никогда не поминал и не поминаю.

В отношении изъятия церковных ценностей я не противодействовал2.

В документах под грифом: «совершенно секретно» имеются списки священнослужителей, поминающих Патриарха Тихона, проводятся дознания.

Протоколы и постановления Калужского окружкома ВКП (б). ( 8.): «Я, член Калужского УИК Вологодский, сего числа опросил священника церкви Покрова при поселке и губернии Перемышль Калужского уезда Перемышльской волости Бриллиантова Николая Павловича.

Я, Бриллиантов Николай Павлович, уроженец с. Прыски Прысковской волости Козельского уезда, от роду имею 51 г., женат, семейное положение 7 детей в возрасте 2,5 лет до 22 лет. Семейство мое, не исключая и меня, ходит на поденные работы к гражданам, а также обрабатываем имеющуюся у меня землю в количестве 2,5 десятины со всем сенокосом. Грамотный, учился в КДС, каковую окончил в 1899 году в июне месяце, после чего поступил священником в Упозево, где прослужил с 1899 г. с декабря месяца по сентябрь 1915, откуда был переведен в Перемышль в вышеуказанную церковь.

Беспартийный, под судом и следствием не состоял и не состою. Статья 178 уголовного кодекса мне не предъявлена. В вышеуказанной церкви служу с 1915 г. с ноября и по настоящее время. В отношении поминовения Патриарха Тихона во время  совершения литургии я поминал по предписанию благочинного, как только его посвятили в патриархи и продолжал таковое до его ареста. Изъятию церковных ценностей я не противодействовал и таковых в церкви, где я служу, не имею. Поборов с населения  я никаких не брал, за исключением добровольных пожертвований, как то: картофеля, мер 10, муки и риса 10 пудов, а также добровольной платы за исполнение треб. Все налоги плачу аккуратно и никаких недоимок у меня не имеется. Проповедей я, как контрреволюционных, а также и духовных не говорил и не говорю, за исключением двунадесятых праздников и их значений».

Надо заметить, что у священника Бриллиантова Николая Павловича в это время было 10 детей, но трое уже с ним не жили. Его лишили всего имущества. Вот акт о раскулачивании:

Протокол № 2 заседания комиссии по рассмотрению жалоб и заявлений лиц о неправильном раскулачивании. Перемышльский с/с

«Слушали: Материал о Бриллиантове Николай Павловиче, священнике, индивидуально обложен, землепользования лишен.

Постановили: Общее собрание граждан Перемышля в части раскулачивания и изъятия у Бриллиантова Николай Павловича 2 домов, 1 сарая, лошади, жеребенка, коровы, теленка и сбруи считать правильным». 

Интересны законы, определяющие, какие группы населения подлежали налогообложению. Это: «священник, торговец, барышник, поп, подрядчик, псаломщик, арендатор». В Перемышле появляются статьи в газетах «Труд» и «Коммунна» под заголовком «Ликвидация кулачества, как класс» или «Перемышльский район – район сплошной коллективизации».

Необходимо заметить, что в своей книге известный московский переводчик Николай Любимов, уроженец тех мест, пишет в своей книге Неувядаемый цвет: « А вот священник Фроловской церкви о. Николай Бриллиантов, немудрящий, обремененный огромной семьей, поневоле уделяющий много времени и внимания заботам о хлебе насущном. Если ему торопиться некуда, как благолепно, с каким неподдельным чувством он служит! Кажется, это о нем сказал Некрасов  «голос священника скорбью звучал…» И далее продолжает: « О. Николай часто служил панихиды по моему отцу, и у меня до сих пор в ушах его воистину скорбный западающий в душу голос: « во блаженном успении вечный покой пода-а–аждь, Господи, усопшему рабу твоему Михаилу… О. Николаю снять бы священнический сан и тем самым облегчить участь детей. но это был настоящий, преданный церкви священник.»

В 1937 г. Бриллиантова Николая Павловича арестовали во второй раз, а его матушка, Екатерина Александровна, тоже дочь священника, осталась одна с детьми без средств существования. В обвинении сообщалось, что он ведет активную контрреволюционную деятельность, восхваляет известных нам врагов народа, террористов, высказывает террористические настроения и ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя, призывая население к борьбе против Советской власти

Во время ареста он находился в тюрьме Черепетского района Тульской области. Методично велось его дознание, вопросы повторяются с периодической изощренностью. На все ответ: «Я никакой контрреволюционной деятельности не проводил». Снова и снова звучит требование дать правдивые показания по контрреволюционной деятельности. Многократно повторяется: «Я заявляю, что с моей стороны никогда и никакой контрреволюционной деятельности не велось »

Снова следователь утверждает: «Признайте, что в июле 1937 г. вели контрреволюционную деятельность, в сентябре месяце вели контрреволюционную агитацию с призывом голосовать против коммунистической партии при выборах Верховного Совета.»  В доказательство приводятся слова свидетелей о том, что священник говорил о том, «что политика направлена на разорение народа и религии, что нельзя поднимать руки за расстрел людей, по закону Божьему нельзя этого делать».

В ответ на вопрос о признании себя виновным, священник отвечал: «Я этого признать не могу, т.к. с моей стороны контрреволюционной агитации не было. (9.) Не добившись желаемого ответа, было отмечено: «что виновным себя не признал, но достаточно уличается свидетельскими показаниями».

В итоге 10 ноября 1937 г. было вынесено постановление: Расстрелять. Подписано секретарем тройки. Приговор приведен в исполнение 15 ноября 1937 г. на 172 км Симферопольского шоссе возле Тулы, где Патриарх Алексий поставил теперь часовню.

Трагична судьба и многих детей отца Николая Бриллиантова. Старший его сын, Александр, был одним из командиров Красной армии с 1919 по 1923 гг., участвовал во взятии Каховки и Перекопа. Он тоже был расстрелян, а его жена Александра Ивановна, судья, сослана в Казахстан вместе с дочерью Валентиной. Две дочери о. Николая, ещё совсем молодые девушки, Раиса и Екатерина получили сроки в лагерях.

Михаил Павлович Бриллиантов, родной брат Николая Павловича Бриллиантова,  отец шестерых детей, также был священником, служивший в селе Копцево Мещовского района. Его перевели служить из Мещовского уезда в Жиздринский уезд, в то время это была Западная область, село Ловать Хвастовичского района, там он был арестован. Из Материалов по подозрению в преступлении, предусмотренном ст. 58, п. 10 УК РСФСР:  «Постановили: Бриллиантова Михаил Павловича  согласно  ст.145 УПК, подвергнуть лишению свободы с содержанием в тюрьме г. Брянска по первой категории.

    п/о Уполномоченный УГБ Сахаров

Согласен:   Соболев — мл. лейтенант госбезопасности

Во время задержания в кармане одежды священника изъято 18 медных пятаков и один серебряный полтинник. В 1930 г. он был арестован по ст.58, п. 10, 11 УК РСФСР и сослан на три года «за ведение контрреволюционной агитации«.

В 1937 году он был арестован уже в третий раз, (дело находится в архиве УНКВД Западной области) по обвинению: «вел активную контрреволюционную деятельность, направленную к подрыву и ослаблению мощи советской власти, главным образом, против коллективизации. Имеет связи с духовенством района. Приговорен был к ссылке органами ОГПУ. В 1934-1935 г. по возвращении принимал участие в нелегальном совещании в селе Хвастовичи, за что привлекался к уголовной ответственности».

В ходе допроса в 1937 г. были такие вопросы: «Следствие располагает данными, что вы проводите контрреволюционную агитацию среди населения Ловатского сельского совета, подтверждаете ли вы?

Ответ: Я в предъявленном мне обвинении агитации среди Ловатского сельского совета никогда не проводил и в доме Титова никогда против власти ничего не говорил». Все вопросы типичны для этого рода расследования. Было принято решение направить дело во внесудебном порядке на рассмотрение тройки  УНКВД по Западной области, содержать под стражей. Далее в протоколе стоит: Расстрелять.

Многие люди были принесены в жертву в эту лихую годину, но с течением времени мы понимаем, что их вера, как духовная сила Русского народа осталась несломленной. По словам Св. Иоанна Златоуста, «смерть мучеников есть явное поражение убивающих и блистательная победа убиваемых. Мученик в Христовой церкви — это столп веры». Мы помним слова Святителя Тихона: « Если кто пострадает как христианин, то благодарите за это Бога». Смерть мучеников, вплоть до смерти свидетельствующих об истине Христовой, стала их славой.  Таков свет Христовой любви, за что неё мученики отдали свою жизнь.

Используемые источники:

книга: Святитель Тихон, сост. Маркова А. Изд. Благовест, 2013.,

книга: Блаженны чистые сердцем, Валентина Бриллиантова.  Изд. Фридгельм. Калуга,

Архивные документы ГАКО г. Калуга :

  1. П.22. оп.1. д.27 л. 135. 1930
  2. Ф. 1267. оп. 3. д. 9. л. 3. 1918
  3. Ф. 21. оп. 1. д.188. л. 5. 1922
  4. Р.79. оп. 2. д. 2801. л.59. 1925
  5. Р. 1698. оп. 1. д.90. л. 4., л.246. 1919
  6. Р. 79. оп. 1. д. 1. л.57. 1918 – 1920
  7. Р. 78. оп. 2. д. 9. л.136. 1924
  8. П. 22. оп. 1. д. 27. л. 112
  9. Дело № 7059 ФСБ

Бриллиантова Валентина Николаевна

007

0010 0012

(183)