«ОТЦЫ ПУСТЫННИКИ И ЖЕНЫ НЕПОРОЧНЫ» Александр Сергеевич Пушкин


Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

 

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано Пушкиным в 1936 году незадолго до смерти. Это было время духовного возмужания и просветления, понимания христианской сути.
В стихотворении выразилось понимание поэтом молитвы святого Ефрема Сирина, жившего в IV веке, и составившем молитву, которую православные христиане читают во время Великого поста:

 

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

 

Свое отношение к молитве поэт выражает во второй строфе. Пушкин признается, что «Всех чаще мне она приходит на уста». Молитва проникнута высоким духом христианского покаяния, связанного с созерцанием в себе самом немощи человеческой природы, её удобопреклоняемости ко злу. Молитва окрылена глубокой преданностью Богу и содержит непоколебимую надежду на Его любовь и милосердие. Может быть, поэтому она всех чаще приходит на уста поэту, который оказался на новой ступени своего духовного созревания.

В этом стихотворении Пушки активно применил церновнославянизмы и архаичную грамматику, подчеркивая тем самым христианскую идею своего произведения: непорочны, возлетать во области заочны, дольних, зреть, любоначалия, старославянскую форму обращения — Владыко, Боже.

Надо отметить, что слово «заочны» в данном контексте не имеет никакого отношения к заочному образованию и студентам. Это слово означает – за оком, то есть нечто, недоступное человеческому глазу, не материальное. Возлетать во области заочны, значит, открыть для себя Бога. Чтоб укреплять его (сердце) средь дольних бурь и битв – значит не бояться невзгод, неприятностей, стойко принимать удары судьбы.
Стихотворение написано ямбом, тон стиха размеренно молитвенный. Этой размеренности способствует четко выстроенная смежная рифма.
Примечательно, что любоначалие или говоря современным языком – властолюбие, деспотизм – названо сокрытой змеей. Пушкину этот грех не грозит, он никогда не стремился властвовать, но он напоминает об этом грехе власть предержащим.

Духовное прозрение – важная ступень в жизни поэта. Об этом он говорит в стихотворениях «Пророк» (1826г.), «Воспоминание» (1828 г.), подводит итог в стихотворении «Отцы, пустынники и жены непорочны» в 1836 году.

(4)