Перемышль в описании Дмитрия Ивановича Малинина, 1912 г.

Целиком книгу Д. И. Малинина «Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии» в электронном виде можно посмотреть здесь.

Перемышль находится в 28 в. от Калуги; сообщение на лошадях по шоссе, соединяющему город с Калугой.

Так как Перемышль калужские историки обычно смешивают с Перемышлем Московским на реке Моче, то история этого города требует специальной работы и остается мало разъясненной. Неизвестно, когда основан этот город[230], так как дата 1152 относится к Перемышлю Московскому. Возможно, что и Калужский Перемышль существовал уже в XII в. Удел этот был родовым владением потомков св. Михаила Черниговского из козельской линии. Вероятно, Перемышль и делил судьбу Козельска, находясь вместе с ним под властью Литвы до XV в. В половине XV в. Перемышль попал в руки Воротынских князей. В 1493 г. Иван Михайлович Перемышльский переходит к Москве вместе с другими Воротынскими князьями. Грамотой 1494 г. его признает за Москвой и Литва… Иван IV взял его в опричину… В 1598 г. Перемышль является укрепленным пунктом. Он был обнесен деревянной стеною 140 с. в окружности, с одною проезжею и 7 глухими башнями; против набегов крымских татар была проведена засека, которая тянулась на 20 верст и имела отдельное укрепление. В 1610 г. город опустошил Лжедмитрий II, а в 1611 г. в нем был Сапега с поляками. В 1617 г., когда Лисовский тоже пошел на Перемышль, воевода и все ратные люди, сведав о его приближении, покинули город и бежали в Калугу. Лисовский занял его, укрепил, но был вытеснен кн. Пожарским. По описи 7193 г. (1685) Фомы Дмитриева, в Перемышле «были одни ворота проезжие, 5 башен сгнили, и на них кровля сгнила и обвалилась; а три башни немного поновее, а острог бывал стоячей, а те стены выгнили и вывалились, только осталось меж башен в трех местах, и те подгнили же, а иные места загорожены кольем и жердем, а острожной осыпи по мере 101 1/2 с. и во многих местах поосыпалась, а тайник был рубленой, и тот весь сгнил и завалился, колодезей в остроге нет. Казенный погреб завалился, и пушечных запасов ставить негде». Вооружение заключалось в нескольких пушках небольшого калибра и небольшом количестве пороху, свинцу и ядер. Военных людей было всего 56 человек, к которым могли присоединиться еще 73 посадских. В 1708 г. Перемышль был приписан к Смоленской губ., а с 1719 г. к Калужской провинции. По первой ревизии посадских в нем было 209 душ, а по второй — 273.

В 1776 г. он был сделан уездным городом Калужского наместничества. «Герб его представляет на голубом щите стоящий по средине и во всю долготу его серебряный переклад, означающий р. Оку, а по сторонам переклада по одному золотому снопу, изъявляющие плодоносие окрестных полей его». В описании наместничества отмечены остатки крепостного земляного вала. В это время (1785 г.) в Перемышле были 6 церквей, из коих 4 каменные, «полагая в сие число причисленные в приходы Николаевской и Рождествен девичьи монастыри». Домов было 237 деревянных и один каменный, лавок было 35; жителей 1389 душ. В городе была полотняная фабрика, на которой работали до 550 человек.

Перемышль лежит на левом берегу Оки на склоне покатой возвышенности. Близ города два озера — Резванское и Бездон. Площадь города около 1 кв. в.; улиц в нем 11, из коих некоторые мощены и с тротуарами из щебня или камня. Жилых строений 287. Из них 6 каменные. Жителей в Перемышле 3553 (1905 г.), все великороссы православного исповедания.

Из промышленных заведений есть 2 кирпичных завода с 6 рабочими и производством на 1 1/2 тыс. руб., 2 маслобойных с 10 рабочими и производством на 8 1/2 тыс. руб.; два лесных склада с годовым оборотом от 1 1/2 до 2 тыс. руб. в каждом.

Есть городской общественный банк с основным капиталом в 28 тыс. руб. Бывают дни ярмарок (10-я пятница и 15.IX) с привозом на 83.800 руб. и продажей на 28 тыс. руб. (1910). Город не имеет никакого торгового значения, так как от него близко Калуга, где и закупается все необходимое. Город же скромно торгует жизненными продуктами местного производства и отчасти скотом, пенькой и конопляным семенем. Городской бюджет 22 тыс. руб. доходов и 23 1/2 тыс. руб. расходов (1909 г.).

Средних учебных заведений в Перемышле нет; имеется же четырехклассное городское училище со 100 учениками, двухклассное и одноклассное приходские училища; земская библиотека; две читальни — одна попечительства о народной трезвости, другая Александро-Невского братства с 5–6 тыс. посетителей (1905 г.). Есть здание для любительских спектаклей и др. развлечения; городской бульвар. Наконец, существует Александро-Невская богадельня на 16 человек, которая содержится на городские средства.

Церквей 5: 1) ; он находится в Завершье, которое отделено от города рвом естественного происхождения. В актах XVII в. Завершье называется «старым острогом», «старым городищем». Храм двухэтажный; главная церковь четырехугольная с тремя алтарными абсидами; кровля шатром на четыре ската с одной главой. Трапезная с северной и южной стороны украшены портиками на четырех колоннах. Колокольня трехъярусная с колоколами на каждом ярусе. Основание собора относят к далекой старине; одни доходят до времен Юрия Долгорукого, другие останавливаются на Перемышльских князьях. Акад. Преображенский оба эти предания отвергает; по его мнению, на основании архитектурных соображений, зодчество собора, несмотря на его родство с Новгородскими храмами, вряд ли можно отнести ранее начала XVI в. Стены собора кладены из кирпича, но внутри насыпан мелкий камень. Паруса под барабаном сферические; кроме них, купола и алтарных закруглений, все остальные своды цилиндрические, за исключением западного отделения в подцерковье, где своды крестовые. Окна маленькие, древней архитектуры. Храм был ранее пятиглавый, но 4 главы потом (для облегчения тяжести давления) были сняты; с трех сторон были наружные каменные галереи, которые в 1824/25 гг. были сняты, и боковые входы заложены. В нижнем этаже глубокие подвалы, но входы в них затеряны, и подвалы засыпаны до половины землей; отсюда, по преданию, были проведены к Оке подземные ходы для добывания воды в случае осады. Теперь от древнего храма сохранилась, без повреждения, только холодная настоящая церковь, а трапезная и колокольня позднейшего происхождения. Последняя сооружена в 1784 г. В нижнем ее ярусе находилась трапезная церковь Бориса и Глеба, вероятно, в память упраздненного около 1790–1791 гг. Борисоглебского собора. А в 1824 и 1825 гг. в нижнем этаже устроена была придельная церковь. В 1864 г. был пожар, от которого трапезная церковь сгорела, но в 1871 г. она уже была возобновлена и освящена.

Иконостасы в соборе XIX в. (1800 и 1806 г. и 1840 г.) и поновлялись не один раз.

Издревностей собора особого внимания заслуживают: 1) резное в 2 арш. высоты; в руках его были меч и церковь, которые были отбиты; икона чтится чудотворной, находится в особом киоте в серебряной ризе с венцом и поставлена в главном иконостасе по левую сторону царских врат; 2) (2 арш. 6 в. х 1 1/4 арш.) — до XVIII в.; 3) (2 арш. 6 в. х 1 7/8 арш.) древняя до XVIII в.; 4) 1/4 д. л. большого формата, «писано церковнославянскими буквами с киноварью», XV в., расположено по чтениям во время года (апракос?); вместо о часто употребляется ъ; ы вместо и; встречаются юсы; 5) в 1/4 д. л. в переплете из ветхой материи, по-видимому, бархата XVI в.; 6) небольшое в 1/4 д. л. 1677 г.; 7) рукописный церковныйпервой половины XVII в. и несколько печатных книг XVII в.; 8) 1698 г. с родом кн. Воротынских и др.; 9) Борисоглебского собора не ранее 1685 г.; 10) Несколько XVII в.; 11) на колокольне 1619 года в 8 пудов, на котором надпись «вестовой колокол».

Что же касается упомянутого выше Борисоглебского собора, то он стоял с южной стороны Сошественской церкви; он был деревянный и во второй половине XVIII в. за ветхостью был упразднен и приписан к Успенскому собору, и утварь его была перенесена в последний.

2) , пятиглавая, каменная. В половине XVII в. на ее месте стоял деревянный храм во имя Николая чуд., при котором находился женский Резванский монастырь, неизвестно когда и кем основанный, но уже существовавший в XVI в. (1567 г.). В 1641 г. боярыня П. Ив. Раевская, заболевшая около Перемышля, завещала похоронить себя в этом монастыре; надгробный памятник сохранился и доныне на правой стороне подле стены за железною решеткою с надписью: «лета 7149 г., апреля в 18 день преставися раба Божия Параскева Иванова дочь Раевскаго». Ее дочь была супругою Кирилла Нарышкина и помогала монастырю. В 1700 г. была заложена каменная церковь, которая, при содействии, между прочим, и царской фамилии, в 1703 г. была окончена. В 1764 г. монастырь был обращен в приходскую церковь. В 1826 г. был устроен придел во имя преп. Антония и Феодосия. От древней монастырской церкви сохранились боевые часы на колокольне и деревянные врата с изображением пр. Антония и Феодосия; для сохранности врата были помещены в особой деревянной палатке. В ризнице хранится евангелие в серебровызолоченном окладе, пожертвованное одной из «строительниц», синодик 1694 г., где есть «вкладная статия», и много богослужебных книг, изданных до 1700 года. При колокольне находилось духовное правление.

3) , основанная на месте прежде бывшего девичьего монастыря. Когда он построен, неизвестно, но упразднен был в 1764 г. Церковь пятиглавая; как видно из синодика, она построена игуменьей Маремьяной Косковой на месте деревянной церкви, сожженной поляками в 1618 г. В церкви есть: 1) синодик, писанный полууставом первой четверти XVII в.; 2) напрестольное евангелие Московской печати 1633 г., пожертвованное царем Михаилом Федоровичем; евангелие в полулист; 3) два оловянных сосуда; один величиной в обыкновенную рюмку, а другой несколько более; оба ветхие и без украшений; 4) Нерукотворенный образ Спаса с надписью то το αγίον μαίδαλίον, современный постройке храма; он находится над входными дверями, на паперти, вставлен в углубление из кирпича. Наружный вид церкви, колокольня, иконостас, иконы и нижний этаж бывшего монастырского дома относится к XVII в.

4) , бывшая , построена в 1767 г. на средства Перемышльского купца Медведева. Замечательна икона Смоленской Божией Матери.

5) , иначе , ранее находилась в Завершье, на запад от собора и перенесена на теперешнее место во второй половине XVIII г. Приход ее остался за рвом. Теперешняя церковь построена в 1800 году купцом Зябкиным при содействии других прихожан. Имеет два придела. Колокольня построена в 1826 г.

(399)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *