СЕРДЦЕ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

2 апреля в этом году начинается Страстная Седмица, которая 8 числа завершиться Пасхой. Это последняя неделя жизни Иисуса Христа – вершина Его подвига, полнота Его учения, таинство Его смерти и воскресения. Эти события ввели бытие человечества и всей вселенной в новую реальность – реальность Нового Завета Бога с людьми. Эти события являются центральным моментом в истории человечества, хотя они и произошли две тысячи лет назад, а наша история продолжается. Больше событий такого масштаба в ней не будет, а её дальнейшее течение предопределено. Ошибкой будет полагать о том, что эти события принадлежат прошлому. События в жизни вечного и неизменного Бога принадлежат вечности – они вечны. Это сложно представить себе – у нас нет опыта пребывания в вечности, но тем не менее это так. Иисус Христос – Сын Божий всегда проходит Свой путь на Голгофу, всегда распинается и воскресает. Во дни Страстной седмицы для нас открыта возможность духовно присутствовать при этих великих событиях и участвовать в них. Христиане – ученики, друзья и последователи Иисуса Христа должны, обязаны быть с Ним в эти дни. Дни Страстной седмицы чрезвычайно насыщены событиями, откровениями, образами, переживаниями, эмоциями. Мы должны знать и помнить, что происходит в эти минуты. Быть рядом с Господом в своих мыслях, обращать к Нему свои чувства, сопереживать Ему. Для того чтобы максимально полно сделать это, в храмах совершаются уникальные Службы Страстной седмицы и Пасхи. Тем, кто не может быть утром на службе, необходимо накануне вечером или пораньше, до работы, прочитать повествование Евангелия о событиях текущего дня, их толкование, может быть, статьи, посвящённые им в православном календаре, книге, или в интернете. В течение дня удерживать эти события в памяти, стараться погрузиться в их смысл, чаще обращать свои мысли и молитвы к Господу. Свести к мининуму всё, что рассеивает или отвлекает наше внимание.

Самые важные события и богослужения Страстной седмицы начинаются с четверга.

Утром Великого Четвертка в нашем храме в 8.30, совершается богослужение в воспоминание Тайной Вечери, на которой впервые была совершена святая Евхаристия – Причастие тела и крови Христовых. Все христиане, которые могут прийти утром в храм, должны присутствовать и, желательно, причащаться на этой службе.

В четверг вечером в нашем храме в 17.30 совершается Утреня Великого Пятка с чтением 12 страстных Евангелий. Тропарь этого дня: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение». Все христиане должны провести эти часы с Господом. Детям может быть тяжела вся служба целиком, их можно привести на часть этой величественной службы, примерно, около 19.00.

Утром Великого Пятка в 8.30 совершаются Царские часы. В 15 часов совершается вынос Плащаницы. Вечером, в 17.30 начинается Вечерня с чином погребения Плащаницы. На этой службе нужно присутствовать всем. Чин погребения с Крестным ходом совершается в конце службы (около 19.00).

В Великую Субботу Господь совершил таинственное и великое дело освобождения нашего человеческого рода от власти демонических сил. Утром в 8.30 этому событию посвящается продолжительное, проникновенное и умилительное богослужение. Благочестивые христиане на этой службе также причащаются. Исповедуются те, кто собирается причащаться на ночной Пасхальной службе.

Великое Пасхальное богослужение начинается в 23.00 Пасхальной заутреней. В полночь совершается Крестный ход, а заканчивается Божественной Литургией около 2 часов утра.

Традиционное освящение куличей начинается в Великую Субботу после окончания утреннего богослужения, около 12 часов. Однако необходимо понимать, что кулич, пасха, крашенные яйца являются всего лишь традиционными элементами пасхальной трапезы. Ошибочно полагать, что долг христианина в эти святые дни состоит в их приготовлении и поедании. Господь сказал: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч 23, 26), а не испеки мне кулич. Долг христианина в эти дни пребыть со Христом умом, чувствами, молитвой, соединиться с Ним в таинстве святого Причастия.

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Перемышль иерей Дионисий Добров.

(63)