Лютиков Троицкий монастырь.

 

Лютиков Троицкий монастырь.

Название: Троицкий Лютиков мужской монастырь

Дата основания: 1-я треть XVI в. (?)-Лютиков монастырь основан в первой половине XVI века на правом берегу Оки, в 6,5 верстах от уездного города Перемышля.

Статус: не сохранился

Адрес на 1917 г.: Калужская губ., Перемыльский у., Лютиков монастырь

Современный адрес: Калужская обл., Перемыльский р-н, с. Корекозево

Троицкий Лютиков монастырь (мужская обитель, 3-го класса с 1764 г.), разрушенный в 30-е гг. XX века, находился в Перемышльском уезде, на правом берегу Оки неподалеку от села Корекозева, в шести верстах от Перемышля и в 22 в. от Калуги. Протянулось оно вдоль шоссе «Калуга — Козельск» на семь километров. Корекозево — самое длинное в России село. Раньше называлось Троице-Корекозево, в советские годы первая часть названия вместе с дефисом отпала, будто и не было.. Вот между селом и речкой, под горой, и стоял монастырь. Местность, на которой расположен монастырь, имеет незначительное возвышение над уровнем воды, отчего в некоторые годы в половодье вода доходила до самых монастырских стен и доставляла немало неприятностей его обитателям.

Первоначально Корекозево находилось рядом с монастырем, и лишь после 1908 года, когда случилось особенно сильное наводнение, жители перенесли село подальше от реки, на 800 метров к востоку. Село располагалось к северу от монастыря и тянулось до территории нынешнего сельского кладбища, приблизительно до того места, где ранее располагалась церковь Космы и Дамиана.

Недалеко от монастыря находится озеро Карее, которое теперь местные жители называют Корек-озеро. В прежние времена оно изобиловало рыбой, сейчас же здесь водятся только караси — летняя забава для местных ребятишек. Предположительно озеро и дало название селу.

Рассказывали также, будто от села до церкви в селе Нижние Подгоричи есть подземный ход, который к тому же проходит под рекой Окой. Ребята даже пытались в него проникнуть, но побоялись ветхих стен и сводов.

Кем и когда основан Лютиков монастырь, в точности неизвестно. Существует несколько мнений. По наиболее вероятному мнению (М. С. Извекова), построение монастыря было делом кн. Воротынских в начале XVI (в 1-й трети в. или ранее., в документах известен с 1559). так как им принадлежала в XVI веке эта местность и являлись его главными радетелями и вкладчиками. По другим данным: основан кнн. Воротынскими предположительно 1504 (по другим источникам, в 1444). Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1559 году. Подтверждением этого служит надпись на полях церковного устава XVI века: «7067 года (1559 г. от Рождества Христова. — Авт.) июня в 17 день даю сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новые Ногай Иоаннов сын Медведев, при игумене Венедикте». Слова «на новые» наводят на мысль, что этот вклад сделан вскоре после построения монастыря.

Название монастырь, предполагают, получил от имени надсмотрщика за работами Лютика.

А может, Лютик, что дал свое имя монастырю, был надсмотрщиком на строительстве…

Жили в стародавние времена два разбойника. Одного звали Опта, другой получил прозвище Лютый (или Лютик). Оба раскаялись в злодействах, оба основали монастыри, верстах в тридцати один от другого (полдня пути верхом). Первый монастырь получил название Оптина Пустынь (или Макарьевская — якобы Опта в монашестве принял имя Макарий), второй — Лютиков монастырь.
Говорить-то экскурсоводы об этом говорят, вот только показать Лютиков монастырь не могут — ничего от него не осталось. Совершенно…
«Нечего рассказывать об оплоте контрреволюции», — поучали нас методисты Бюро путешествий, разрабатывавшие маршрут. Какой контрреволюции!?..

За время своего существования, а это около пяти веков, монастырь имел довольно богатую историю. Наиболее важные исторические события и даты, связанные с Троице Лютиковым монастырем с 1559 по 1917 год.

В 1563 г., во время своей поездки в Оболенск, Калугу и Перемышль, монастырь посещал царь Иван Васильевич Грозный. В 1595 году калужский край разорили крымские татары во время очередного набега, пострадала и обитель

В Смутное время несколько раз подвергался разорению. Монастырю приходилось делить исторические невзгоды вместе с Перемышлем. В 1610 году, в разгар Смуты, монастырь был разорен литовским гетманом Яном Петром Сапегой (1569-1611). В 1611 г. он опять подвергся разорению шайки Сапеги. В 1612 г.много зла причинил Литовский гетман Сагайдачный.

Настоятель Троицкого монастыря архимандрит Савватий был депутатом на Земском соборе в 1613 г. подписал в Москве грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.

Осенью 1615 году Лютиков монастырь пострадал от союзника Лжедмитрия II гетмана Польского Полковника Александра Лисовского (1580-1616)., в 1617 г. его пограбил Полковник Чаплинский, Полковник Опалинский, опять Лисовский. В 1619 году монастырь в очередной раз разорили, теперь это был украинский гетман Петр Сагайдачный (1570-1622), который двигался на Москву.

После Смутного времени, лишь с 1653 г. начинается обновление и благоустройство этого монастыря ближним боярином и оружейничим царя Алексея Михайловича, а потом и Федора Алексеевича – Богданом Матвеевичем Хитрово. Монастырь возобновлён и расширен в 3-й четв. XVII в. Благоустройство обители продолжалось до 1756 года.

Монастырь поправился, благодаря щедротам боярина Б.(Иова). М. Хитрово12, пожертвовавшего много ценных вещей. Возобновлен в 1654. Монастырский Троицкий собор был построен в 1663. Каменная ограда с башнями сооружена в кон. 1680-х, позже сооружены каменные кельи. В 1764 г. монастырь сделан третьеклассным с 21 чел. монахов и некоторое время в XIX в. состоял в ведении ректоров духовной семинарии.

После смерти Богдана Хитрово, Лютикова обитель продолжала неплохо жить до середины XVIII века, благодаря проживавшим в окрестностях представителям фамилии Хитрово.

С конца XVIII века монастырь постепенно приходит в упадок, и спустя еще 100 лет это была мелкая провинциальная обитель.

Во время правления Екатерины II многие монастыри были упразднены, исключение было для древнейшего Лютикова монастыря.

В 1894 г. игуменом Лютикова монастыря становится бывший воспитанник Оптиной пустыни отец Герасим, который наводит во вверенной ему обители строгие порядки, способствовавшие улучшению материального и духовного благосостояния монастыря, продолжавшиеся до 1917 г.

В августе 1918 года Лютиков монастырь был закрыт советскими властями, монахи репрессированы (частью сосланы, частью расстреляны). В 1922-23 годах уже закрытая обитель сильно пострадала от реквизиций церковных ценностей, проводимых по декрету СНК. В 1932 году здания Лютикова монастыря разобраны на строительные нужды местного колхоза . Большинство каменных построек Лютикова монастыря было разобрано на кирпич, из которого затем строили здания хозяйственного назначения: водонапорную башню, почту, колхозные сараи, а также частные дома. Окончательно руины погубили боевые действия советских и немецких войск в 1941 году.
С 1974 года и по наши дни на территории монастыря местные калужские краеведы и любители истории несколько раз пытались проводить раскопки, но никаких восстановительных работ не проводилось. Место, где располагался монастырь, сегодня установлено точно – оно находится на правом берегу Оки, у нынешнего села Корекозево Перемышльского района Калужской области России, примерно в 25 километрах к юго-западу от Калуги.

В 1974 году калужский краевед Генриетта Михайловна Морозова, работая в ГАКО, выявила, что: «в 1925 году реализованы (т.е. разбиты и сданы на переплавку или в гальванику) согласно предложению Управления госдоходами Народного комиссариата финансов НКф РСФСР колокола Лютикова и Доброго монастырей».

В свое время, записывая воспоминания старожилов села, члены туркраеведклуба «Поиск» Корекозевской средней школы посетили М.М. Букину (1921 г. рождения), и расспросили ее о том, что она помнит о монастыре. Она вспомнила, что еще накануне Великой Отечественной войны стояли монастырские стены. После войны на месте монастыря остался лишь фундамент. До 1990-х гг. здесь действовала летняя ферма для коров. Затем все пришло в запустение, и теперь на месте монастыря лишь заросли бурьяна.

Территорию Лютикова монастыря ежегодно обследуют члены туркраеведклуба «Поиск». Они собирают подъемные археологические материалы, фотографируют. Накануне XXI века в Корекозево приезжали монахи Оптиной пустыни, которые обследовали местоположение монастыря, провели здесь субботник. Позже, у дороги Калуга-Перемышль, в 800 метрах восточнее монастыря, поставили поклонный крест монахам, невинно пострадавшим в 1918 г.2й

Поклонный крест по дороге к месту бывшего монастыря.4 Памятный крест на месте разрушенного Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря у села Корекозево Перемышльского района Калужской области.5

«Эти жертвы, — говорил в 1918 году епископ Томский Анатолий, — являются искупительными за всех нас и победой над тем злом и грехами, которые царят в среде нашей…. Все наше Отечество сделалось полем борьбы и усеяно бесчисленными жертвами.

Наш долг преклонить свои главы пред подвигом тех, кто пал жертвой борьбы. Их Господь избрал агнцами, и они закланы быша, яко же агнцы».
Сами же развалины монастыря так и остаются в забвении и манят к себе «черных копателей». Большая часть ими найденного распродается, и оседает в частных коллекциях. Лишь сведения об отдельных находках изредка попадают в научный оборот (например, статья В.Г.Пуцко о найденном летом 2003 г. бронзовом перстне с изображением архангелов Михаила и Гавриила, относящемся к кон. XIII-нач. XIV в.)
Трагедия древнего монастыря продолжается даже после утраты его стен и храмов. Теперь мы потихоньку лишаемся и тех жалких остатков былого великолепия, что несут нам хотя бы историческую информацию об этой несохранившейся жемчужине истории и культуры Калужского края.

В монастыре 3 церкви: 1) Троицкий собор, по мнению акад. Преображенского, построенный не позже начала XVII в. и возобновленный в 1654—1663 гг. Б. М. Хитрово. 2) Церковь Благовещения во втором этаже соборной колокольни, сооруженная тем же Хитрово; 3) прав. Иова в двухэтажном каменном здании, пристроенном с юга. Полагают, что и эта церковь построена на средства Хитрово. Колокольня столпообразная, нижняя ее часть четырехугольная, но с закругленными углами, а верх шатровый восьмигранный.

Из достопримечательностей монастыря обращают внимание: 1) на царских вратах вырезанные на аспидном камне образа Спасителя и Божией Матери, оправленные в серебро; работа древняя; 2) деревянный запрестольный крест в алтаре с изображениями 1681 г.; 3) икона Спасител я, написанная

«по обещанию и люботрудному тщанию» мон. Макария и его сына Кирилла (1684 г.); 4) в алтаре архиерейское седалище; 5) чудотворная икона Божией Матери «Скорой Послушницы», присланная крестьянином села Троицкого с Афона в 1872 г.; 6) три напрестольных креста XVII в., один из коих кипарисный резной (1666 г.), другой серебряный с изображениями трав (1665 г.) и третий с частицами мощей 8 святых; 7) в ризнице икона Богородицы « С т р а с т н ы я », писанная фряжским письмом и замечательная по композиции. Ее приписывают кисти Тсимона Ушакова (XVII в.); 8) Сосуды XVII в., из коих замечательна лжица с надписью на ручке: «undsterbeaBottesReinFerben» (1663 г.); 9)

Аналогий — дар Хитрово в 1666 г. с изображением 7 древних сивилл с их названиями; 10) кол о к,о л, взятый в плен у поляков, обитый в 1639 г.13; 11) в библиотеке три рукописных синодика XVII в.; церковный устав XVI Ц, начатый при Василии III; сборник житий св. отец XVII в. и др. сборники и книги XVII в.14

Храмы Монастыря:

статья из источника «Святыни Петербурга«

Собор Троицы Живоначальной в Троицком Лютиковом монастыре.

Название: Собор Троицы Живоначальной в Троицком Лютиковом монастыре

Обиходные названия: Троицкий собор ; Святотроицкий собор ; Свято-Троицкий собор

Дата основания: 1-я треть XVI в.

Дата постройки последнего здания: 1-я треть XVI в.

Статус: не сохранился.

Адрес на 1917 г.: Калужская губ., Перемышльский у., Лютиков монастырь

Современный адрес: Калужская обл., Перемыльский р-н, с. Корекозево

Кирпичный храм, построенный в 1-й трети XVI в. Воротынскими. Четырёхстолпный трёхапсидный однокупольный собор, с двустолпной трапезной 3-й четв. XVII в., в которой помещался придел Филарета Милостивого (1829). В главном храме второй престол Сергиевский. В 1820 в стиле классицизма сооружены боковые Никольский и Михаило-Архангельский приделы, построена западная паперть, при перестройках вместо трёх ярусов закомар устроена скатная кровля. Разобран в 1930-х.

Примечания: В трапезной собора помещалась усыпальница Хитрово.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Троицком Лютиковом монастыре.

Обиходные названия: Благовещенская церковь; Богородицкая церковь

Дата основания: не позже 2-й пол. XVI в.

Дата постройки последнего здания: 1570-е

Историческое исповедание: Православная

Статус: не сохранилась

Адрес на 1917 г.: Калужская губ., Перемышльский у., Лютиков монастырь

Современный адрес: Калужская обл., Перемышльский р-н, с. Корекозево

Кирпичная трапезная церковь, стоявшая к северу от собора. По архитектуре может быть датирована 1570-ми. Шатровый храм на высоком подклете, переход от кубического объёма храма к восьмерику под шатром был оформлен несколькими ярусами полукруглых закомар. С запада к церкви примыкала галерея, с севера трапезная палата. В восьмерике церкви, отделенном сводом от ее помещения, была оборудована звонница. Разобрана в 1930-х.

Церковь Иова Многострадального в Троицком Лютиковом монастыре.

Дата основания: 3-я четв. XVII в.

Дата постройки последнего здания: 3-я четв. XVII в.

Статус: не сохранилась

Адрес на 1917 г.: Калужская губ., Перемышльский у., Лютиков монастырь

Современный адрес: Калужская обл., Перемыльский р-н, с. Корекозево

Небольшой храм, сооружённый в 3-й четв. XVII в. Б. М. Хитрово (в крещении — Иовом) во 2-м этаже корпуса, примыкающего с юга к Благовещенскому храму. В XIX в. к церкви примыкало помещение келий настоятеля, для богослужений храм не использовался. В 1930-х разобран.

Церковь во имя Тихвинской Божией Матери при подворье Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря Калужской епархии.

Монастырь не отличался богатством (был беден), поэтому в конце XIX века в столицу за сбором подаяния прибыл иеромонах Амвросий. Вскоре от купеческой вдовы Н. Ф. Петровой и некоей Т. Г. Чертковой он получил в дар два участка земли в Лесном. 4 августа 1897 г. на этих участках по благословлению отца Иоанна Кронштадтского было заложено подворье с деревянной церковью во имя Пресвятой Троицы, освященное 12 февраля 1989 г. игуменом Герасимом.

В том же 1898 году, в день закладки церкви, 4 августа, в ее стенах произошло весьма знаменательное событие: церковь посетил государь император Николай II, возвращавшийся с военных маневров. В память об этом событии на одной из ее стен установили бронзовую доску.

В начале XX века у пересечения Большой Спасской ул. (ныне пр. Непокоренных) и Гражданской дороги (Гражданский пр.) стояла деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная в 1899 г.

Церковь во имя св. Троицы при подворье Свято-Троицкого Лютикова монастыря 

После окончательной отделки небольшой двуглавой церкви со звонницей, 24 октября 1899 г. ее еще раз освятили малым освящением. 20 августа 1900 г. в церкви появился придел Греческой Божией Матери, преподобного Исидора Пелусиота и праведницы Анны Пророчицы, освященный епископом Нарвским Никоном

Весной 1903 г. возник замысел постройки рядом с этой церковью каменного пятиглавового храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери, посвященного коронации Государя императора Николая II. Проект церкви с высокой шатровой колокольней под входом разработал арх. Н. Н. Никонов, взявший за образец московский стиль XVII века; работами руководил его сын – гражд. инж. Н. Н. Никонов, который несколько упростил первоначальный замысел.
Строительство началось 2 октября 1905 закладкой (состоялась торжественная закладка храма), которую произвел епископ Калужский и Боровский Вениамин, но из-за скудости средств (большую их часть дали кн. Оболенский и Колокутикова) шло оно очень медленно. Только в 1910 трехпридельный храм (кроме колокольни) был вчерне готов. В следующем году в его подвале устроили усыпальницу, а также возвели главки над церковью.

В октябре 1907 г. в церкви произошел пожар, от которого она серьезно пострадала. Но, к счастью, вскоре ее быстро восстановили.

Главный придел с трехъярусным иконостасом освящен в 1913. Позже освящен придел св. Ольги, левый освятить не успели. Перед революцией на подворье жили пять монахов и три послушника; управлял ими иеромонах Валериан.

Деревянная Свято-Троицкая церковь чудом уцелела в 1930-х гг. Несмотря на времена «безбожия», она пользовалась большой популярностью у жителей Лесного. C 1927 по 1943 год она принадлежала иосифлянам и являлась единственной в Ленинграде иосифлянской церковью. Это церковное движение возникло в 1926 г., после ареста митрополита Иосифа. Последователи течения протестовали против подчинения церкви государству, за что подвергались преследованиям. Иосифлянство разгромили в середине 1930-х гг., однако Свято-Троицкая церковь оставалась единственным официально действовавшим в стране иосифлянским храмом.

После 1937 г. в храме остался только один священнослужитель — настоятель иеромонах Павел (Лигор)… Церковь оказалась в числе тех немногих церквей, которые действовали в период блокады Ленинграда. 24 ноября 1943 г. в блокадном городе приход Свято-Троицкой церкви перешел в Московскую патриархию.

Действуя, церковь простояла до 1967 года, когда в связи с расширением проспекта Непокоренных была тоже снесена. Иконы из нее и все убранство перенесли в деревянную церковь св. Александра Невского на Шуваловском кладбище, заново  открытую  и освященную 3 декабря 1966 г.

Тихвинский храм закрыт весной 1934 и занят промышленным предприятием, его имущество передано в Музей истории религии. В 1982 живописные полуруины храма были окончательно снесены, на их месте появилась жилые дома.

 

 

(4709)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *