Монастырщина.
Утверждение христианства после 988 года в пределах Калужского края связано
с именем священномученика Кукши, монаха Киево-Печерского монастыря. Он
был направлен в Калужскую землю Черниговским епископом Феоктистом
(1113-1123 годы) для проповеди среди вятичей, населявших этот регион с V
века. Миссионерские подвиги святого увенчались успехом, хотя сам он
пострадал от рук упорных язычников. Мощи священномученика Кукши,
просветителя вятичей, почитают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры
В XV веке северные калужские княжества вошли в состав Великого
Княжества Московского, а находившиеся в их пределах церкви и монастыри
стали управляться из Москвы. В это время на духовную жизнь жителей земли
Калужской оказывали влияние монастыри Москвы и обитель преподобного
Сергия Радонежского, откуда приходили для подвигов в Калужские края их
постриженники. Именно тогда Калужская земля украсилась подвижниками и
приобрела себе в покровители преподобных Пафнутия Боровского и Тихона Калужского. Духовность людей этого региона как бы стала немного шире и получила реальную основу.
Миссионерская деятельность христианства, формировавшего духовную сущность русского народа, закреплялась в монастырских стенах региона.
С введением христианства на Руси пришло монашество. История русского православного монастыря насчитывает целое тысячелетие. Монастыри делились на мужские и женские, на ранги и штаты. В зависимости от ранга монастыри управлялись архимандритами (I класс) или игуменами (II и III класс). Вне рангов находились лавры или ставропигиальные монастыри, которые управлялись непосредственно патриархом или синодом. Особый тип монастырей – пустынь. Самое раннее упоминание о Калужских монастырях относится к 1293 г.
Согласно Архиву древностей к Перемышлю относились монастыри:
Николаевский Резваиский Перемышльский монастырь — Воротынский у. 1698, 1701, Нижнеломовский у. 1720, Перемышльский у. 1626, 1697
Рождество-Богородицкий Перемышльский женский монастырь (Егорьевский Перемышльский женский монастырь) — Перемышльский у. 1627-1697
Троицкий Лютиков монастырь (Лютиков монастырь) — Воротынский у. 1681, Пермышльский у. 1626, 1688
Успенская Шаровкина пуст. (Шаровкин Перемышльский монастырь) — Новосильский у. 1629, Одоевский у. 1547, 1561, Перемышльский у. 1547 – 1690
Гремячев Успенский монастырь (Село Гремячево. монастырь существовал, по разным сведениям, с XV века, по другим — не позднее XVI как мужской Лихвинский Успенский Гремячев монастырь).
Шереметева М.Е. писала: «В бывшем Перемышльском и отчасти Лихвинском уездах был расположен район, который во всех старинных описях называется Монастырщиной и в который входили селения, принадлежащие до 1794 г. монастырям: Троицкому Лютикову в с.Корекозево, Лихвинскому Успенскому Гремячеву в с.Гремячеве, Шаровкину в с. Ильинское, Перемышльскому Николо-Резванскому, Перемышльскому Рождественскому девичьему.
Устройству этих монастырей помогали князья и бояре: они делали богатые вклады сосудами, облачениями, иконами, книгами, особенно же ценными считались вклады землёй. Благодаря таким пожертвованиям, монастыри бывшего Перемышльского уезда стали владеть землёю и крестьянами, проживавшими на ней. Крестьяне, принадлежавшие монастырям, были подвержены тяжёлым поборам и отработкам. Но, по сравнению с крепостными, монастырские крестьяне пользовались некоторыми льготами. Они не знали барщины, не подвергались насильственным переселениям, их запрещалось продавать.
Пять монастырей были расположены на сравнительно небольшой территории Перемышльского уезда. Крестьяне всех этих сёл и деревень в XVI – XVIII вв. работали на своих владельцев. Из указов от 9 сентября 1732 г. и от 20 июня 1761 г. епископа Крутицкого, касающихся Перемышльского духовного правления. Ясно, что: «…Пашни и наносную землю около рек в лозах пахали, заливную землю в лозах загораживали, сено на монастырских лугах косили, хлеба, а также в коноплях покос и лён в монастырь убирали, всякие нужды и работы в монастыре отправляли, доход платили».
С 1764 г. монастырские крестьяне стали экономическими (Гремячев, Резванский и Рождественский монастыри были закрыты в 1764 г., а Шаровкин – в 1766 г.) и, следовательно, не несли тех тягот барщины, которым было подвержено население соседних барских деревень; им жилось немного свободнее. Хозяйственный уклад бывших монастырских крестьян принимает несколько иные формы, чем у крепостных; они становятся богаче, самостоятельнее своих соседей – и эти обстоятельства наложили свой глубокий отпечаток на их быт.»
Всего же в Монастырщину входило 7 монастырей, основанных в XIII––XVI вв:
1.Воротынский Спасский монастырь;
2.Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь;
3.Лихвинский Успенский Гремячев монастырь;
4. Перемышльский Богородице-Рождественский или Георгиевский женский монастырь;
5.Перемышльский Николаевский Резванский мужской монастырь;
6.Перемышльский Троицкий Лютиков монастырь;
7.Перемышльский Шаровкин Успенский монастырь.
МОНАСТЫРЬ
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой — «МОНАСТЫРЬ»
монастырь [монастырь] м. 1) а) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию. б) разг. Члены такой общины. 2) Церковь, жилые и хозяйственные строения, территория и т.п., принадлежащие такой общине. 3) Закрытое учебное заведение при монастыре для девушек.
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля — «МОНАСТЫРЬ»
м. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | Яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | Моск. церковный двор, погост, церковная земля со строениями, с домами попа и причта. Он живет на монастыре, на церковном дворе. Монах, отрекшийся от светских сует, постриженник во ангельский образ, мних, инок, чернец, приписанный к монастырю. Католическое монашество образует ордена, братства. Рясофорный монах, послушник в рясе и клобуке, только без мантии. Есть монастыри воспитательные, как например наш Смольный. | Монах шелкопряд, сумеречник, которого гусеница поедает лес. | В подкопном деле, монах, кусок трута, для поджога. Монахиня, монашенка; южн. зап. монашка ж. инокиня, черница. | Монашка также бабочка монах. Черней монаха не будешь. И черт под старость в монахи пошел. Не всяк монах, на ком клобук. Его же и монахи приемлют, вино. Хватился монах, когда смерть в головах. Черт монаху не попутчик, монах его проведет. Монах (или монахиня) на свадьбе, зловещ для молодых. Подвести дела под монастырь (убить короля). Пошла бы в монастырь, да много холостых (жаль их). У него расход Кириллова монастыря, а приход репной пустыни. Идти под стукалов монастырь (солдт. под крепость, на сраженье). Пойду в монастырь, где много холостых. У него дом, что монастырь, обилие. Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения). В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Монахов, монахинин, -шенкин, -шкин, им принадлежащий, -шеский, к ним относящ.; -стырский, к монастырю относящийся. По монастырской ковриги за щеку мечет. Монашек м. угольная курильная свеча. Монастырек. -рец, умалит. -рища, увелич. -ришка, презрит. -рище ср. остатки, развалины, городище монастыря. Монастырка, жительница, воспитанница монастыря. Монастырник м. -ница ж. -щик, -щица, служитель, служка, или обычный посетитель монастырей. Монастырщина ж. монастырская жизнь, обычай; | владенья, имущество монастыря. Монаховатый, на монаха похожий. Монашить или -ся, подражать в чем монахам для вида, ханжить, прикидываться святым.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова — «МОНАСТЫРЬ»
монастыря, м. (греч. Monasterion). 1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь. ? собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем. 2. Церковь и жилые помещения, принадлежащие этой общине. Наш монастырь сверкал зубчатою стеной. Лермонтов. Цельный день сидите в комнате, словно в монастыре. Чехов.
Самое раннее упоминание о Калужских монастырях относится к 1293 г.
Когда возникли монастыри в Перемышле неизвестно, но предположительно, что Перемышльский Николо-Резванский монастырь основали монахи Киево-Печерской Лавры – кто именно неизвестно. Возможно Кукша и Никон, а может быть Борис и Протас – основатели Воротынска. Но то, что они были из Киево-Печерской Лавры не вызывает сомнения, т.к. один из пределов назывался в честь Антипия и Феодосия Печерских. Когда-то в одном из журналов предполагалось что они сами основали этот монастырь. И монастырь напоминал в миниатюре Киево-Печерскую Лавру. Так ли это, теперь сложно это выяснить.
Многие монастыри были разорены в период Смуты, и некоторые из них были закрыты из-за крайнего обнищания. Но в ещё большее обнищание они пришли после указа Екатерины II от 26 февраля 1764 года, по которому монастыри взамен отнятых земель получали штатное жалование – в восемь раз меньше. Отобрание земель сопровождалось и закрытием монастырей, возводившихся веками.
Были обращены в приходские церкви и наши монастыри:
Гремячев Успенский мужской монастырь.
Николаевский Резваиский Перемышльский мужской монастырь.
Рождество-Богородицкий Перемышльский женский монастырь.
За штатом, безо всякого содержания, на вымирание, был оставлен монастырь:
Успенская Шаровкина пуст. (Шаровкин Перемышльский мужской монастырь).
На урезанном казённом довольствии оказался:
Троицкий Лютиков мужской монастырь (Лютиков монастырь).
В самом Перемышле существовали:
Церкви и монастыри Перемышля:
Монастыри: 1.Николо-Резванский монастырь (Никольская церковь)
2.Рождественский монастырь (Рождественская церковь) до 1618 г.
Собор : Успенский XV—XVI вв.в
Церкви : 1.Никольская церковь на месте Николо-Резванского монастыря
2.Рождества Пресвятой Богородицы 1634 год на месте Рождественского монастыря.
3.Сошествия Святого Духа (Сошественская церковь) XVIII в. 1767 на месте обветшавшего деревянного храма во имя преподобного Сампсона Странноприимца. 4.Борисоглебская (разрушена за ветхостью), стояла с юга от Сошественской церкви.
5.Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь) 1800 год.
Название Монастырщина получила от многочисленных церквей и монастырей, сформировавших своеобразный уклад и даже образ жизни местного населения. Не зря Перемышль называли патриархальным городом.
Были ещё два монастыря, входившие в ожерелье Перемышльской монастырщины: Воротынский спасо-Преображенский и Лихвинский Добрин монастырь. Они находились чуть дальше первой пятёрки, но иногда их упоминали.
Многочисленные монастыри Калужской земли никогда не были отделены от социальной, политической и экономической жизни, отгородившись от народа высокими стенами. В годины иноземных нашествий калужские монастыри были опорными пунктами защиты русского народа, поднимавшими православный меч на борьбу против супостатов. Нередко ратники из числа монахов находились в первых рядах защитников Отечества, прославив себя ратными подвигами. С глубокой древности до настоящего времени они тысячами нитей связаны с повседневной жизнью мирян. Авторитет преподобных старцев был и остаётся столь велик, что к ним нескончаемой чередой шли и продолжают идти люди на исповедь, за советом, благословением и помощью. Русские подвижники – все несли службу миру, кто какую мог: просвещением народа, воспитанием христианских норм морали, обличением несправедливости, пожертвованием голодающим, заботой о сиротах, уходом за больными и увечными бедняками, устройством для них богаделен при монастырях. Из широкого круга вопросов, рассматриваемых монастырями, невозможно выделить менее или более значительные. Все они звенья одной цепи нравственных требований, основанных на заповедях Божьих.
(708)