Преподобный Паисий Святогорец: «Бог никогда нам ничего не даст, если мы не смиримся»

Поучения преподобного Паисия Святогорца.

Паисий Святогорец (умер 12 июля 1994, прославлен в лике святых 13 января 2015 года) схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами. Паисия Святогорца широко почитают как старца не только в Греции, но и в России.

«Бог никогда нам ничего не даст, если мы не смиримся».

«Чем больше духовен человек, тем меньше он приводит оправданий в этой жизни. Он должен проявлять терпение, сносить несправедливости и даже принимать поругание от другого. Кривое полено (т. е. человек своенравный ), которое далеко от Бога, имеет множество оправданий. Оправданий и тому, что он кого-либо укоряет, и тому, что он ругается, и тому, что наносит обиды.

Наши оправдания Господь приберегает для другой жизни. Мы, однако, очень часто по неразумию стремимся оправдаться здесь, что бы нас вообще не наказывали.  Если нам что-нибудь скажут, мы тут же оправдываемся. И после этого мы полагаем, что верим Богу. Это просто насмешка. Человеческая правда ничего не значит для духовного человека. И своенравным она особенно вредит.

Да и я, сколько уже проходит лет, не могу совершать духовный подвиг и потому говорю: когда же приберёт меня Бог, что бы уйти мне пораньше. Мы многократно отклоняемся с пути, потому что полагаем, что можем что-то сделать сами. Нам помогает Бог, а мы этого не понимаем. Мы считаем, что продвигаемся вперёд.

В начале, естественно, Он даёт нам конфетку, и мы думаем, что потрудились. Но Господь нам её дал, что бы показать, какая там наверху кондитерская, и что бы мы шли сами. У нас тогда, конечно, вначале возбуждается аппетит, а затем мы устаём.

Ещё знайте, что и когда мы отклоняемся по немощи, это тоже нам некоторым образом помогает, потому что благодать Божия оставляет нас на малое время для нашего же смирения. Вот так человек смиряется.

Затем благодать возвращается, и человек познаёт Бога. Тогда он и понимает, как помогает Бог. Давайте приведу Вам пример: когда неразумный младенец чуть подрастёт, то мать берёт его за руки, и он делает большие шаги, и думает, что идёт хорошо и не спотыкается.

Если ли же затем мать продолжит это занятие, то не атрофируются ли способности младенца? Если она постоянно будет держать его за руку, у ребёнка создастся ложное чувство, и как только он захочет пойти вперёд один, он упадёт. Понимаете, эти шаги ему не принадлежат.

Чем выше ты взлетишь в каком-нибудь делании, тем с большей силой упадёшь вниз, и останутся только осколки. Часто мы видим, что кто-то много мнит о себе, а с внешней стороны ничто не содействует его смирению. И это опасно. Он приобретает гордыню денницы и, Боже сохрани, в этом чине уравнивается с сатаной.

Люди в миру заняты сейчас любыми проблемами, кроме своих собственных. Я полагаю, что если хоть кто-то займётся собой, всё придёт в правильный ритм. Это мы и должны сделать. Диавол, вы видите, надсмехается и каждому задаёт работу.

Бог не взыщет ото всех людей одного и того же. Вы не можете убежать от мира. Можете? Не можете. Будете пребывать в миру. Направьте все свои силы на те бела благочестия, которые можете сделать здесь. И это уже много.

Смирение приобретается борьбой. Когда ты познаешь самого себя, тогда приобретёшь смирение, которое становится состоянием. Ибо в противном случае ты можешь смириться на одну минуту, но твой помысел скажет тебе, что что-то из себя представляешь, когда в действительности ты – ничто.

И так ты будешь бороться до самого смертного часа. Если застанет тебя смерть с помыслом, что ты – ничто, Бог будет говорить с тобой. Но если в час смерти помысел говорит, что ты – что-то, и ты этого не заметил, все твои труды пропали даром.

Для того, чтобы человек подвизался духовно нужны условия. Он должен прежде стяжать смирение, любовь и чистое сердце. Когда он имеет смирение, он имеет Божественный магнит, который притягивает благодать Божию. Посмотрите на смиренных: им даётся благодать. Так уж устроено.

Многие верующие люди легко осуждают других, тогда как нужно их любить и ставить выше себя. Грешник в глазах людей может быть святым у Бога. Какой-нибудь преступник, может быть, уже держал ответ перед Богом за свои грехи, тогда как, например, какой-нибудь монах – нет. И даже преступника надо считать лучшим, чем мы сами.

Смирение и любовь – они вместе, они идут рядом. Надо страдать за другого и творить молитву от всего сердца.  Духовный человек считает благодеянием дл себя, когда он находиться в худшем положении, чем другие.

Он внутренне освобождается, чувствует благодеяние и благость Божию и молится, и призывает Господа с плачем, что бы Он помог всем людям, которых духовный человек видит высшими самого себя.  Его смирение становится подлинным, становится состоянием его души.

Я убедился, что величайший подвиг – когда человек приобретает смирение и любовь, и тогда ему не нужно бить поклоны и делать что-либо другое внешнее. Это легко и для мужчин и для женщин, и для ребёнка. Надо, что бы мы отдавали первенство душе, а не внешним подвигам, ибо внешнее может вызвать ложные чувства.

Что бы не происходило с человеком, это полностью зависит от смирения. Например, мы видим, что некто ведёт брань и постоянно побеждается какой-либо страстью. Бог попускает это единственно потому, что человек впал в высокоумие или есть опасность, что он в него впадёт, т. е. предрасположенность к гордости.

Человек этот может ненавидеть какие-то свои страсти, может пролить кровь, чтобы избавиться от них, но совершенно ничего не добьется, поскольку Бог не помогает ему и не будет помогать, пока тот не смирится. Потому, что хотя он и ненавидит отдельные страсти, но порабощён страстью гордости, которая производит все остальные греховные наклонности.

Христианин может желать духовного преуспеяния, может просить Бога дать ему любовь, молитву, послушание и все добродетели. Но мы должны твёрдо знать, это должно хорошо отложиться у нас в голове, что, как бы мы не трудились, Бог никогда нам ничего этого не даст, если мы прежде не смиримся. Когда мы имеем единственной целью смирение, тогда Он всё даёт нам даром.

Господь хочет от нас только смирения, и ничего другого. Он не имеет нужды ни в чём нашем. Он хочет, что бы мы смирились, хочет сделать нас истинными причастниками Своей Божественной благодати, которую уже даровал нам в Святом Крещении по неизреченной Своей благодати.

От нас требуется только со смирением ответить на Его любовь, этим мы приведём в действие благодать внутри нас, и потому она совершает всё остальное. Она даст нам любовь к Богу, познание Его.

Только будем иметь смирение, что бы не препятствовать Божественной благодати и дать ей действовать. Единственное, что противостоит ей, — это высокоумие, гордость».

 

Цитата из: Любовь нельзя спрятать в сердце. Год с преподобным Паисием Святогорцем. Православный календарь на 2017 год.-М. : Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2016. С.168-174.

(417)