Храмы моего села.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Перемышльская средняя общеобразовательная школа»
Перемышльского района
Калужской области

Исследовательский проект по историко-краеведческому направлению в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся.

«Храмы моего села»

Выполнили: ученицы 10 класса
Герасимова Виктория
Новикова Екатерина
Руководитель: учитель истории
и обществознания
Мишуринская И.Е.

с. Перемышль
2012 год

Паспорт проектной работы.
Название проекта:
«Храмы моего села».
Руководитель проекта и участники:
Мишуринская И.Е. учитель истории и обществознания МКОУ « Перемышльская СОШ».
Ученики 10 класса – Герасимова В.
Новикова Е.
Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:
история, краеведение, МХК, основы православной культуры.
Перечень учебных тем, к которым проект имеет отношение:
темы культуры, православная религия,

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:
МХК, внеклассная работа, кружковая работа, основы православной культуры.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект:
с начальной школы в рамках духовно-нравственного воспитания, старшие классы.
Тип проекта по масштабу применения:
групповой
Тип проекта по продолжительности выполнения: средней
средней продолжительности
(4 недели)
Тип проекта по характеру деятельности учащихся:
творческий с элементами исследования.

Тип проекта по предметно-содержательной области:
метопредметный, выполняется в урочное и внеурочное время.

Результатом (проектным продуктом)
нашей деятельности должна стать исследовательская работа по истории местного храма. Развитие интереса к культуре и истории России и нашего поселка, к знанию православных традиций – путь к воспитанию грамотного человека, законопослушного гражданина, ценителя традиций старины.
Цель проекта
исследование истории храмов и соборов с момента первых исторических сведений о них и до наших дней. Мы предполагаем, что история храмов с. Перемышля неотделима от истории Русской Православной церкви. В разные исторические периоды храмы России жили жизнью своей страны, были невольными зрителями и соучастниками исторических событий, и создавались, и разрушались, и вели отсчет своей службы.
Задачи проекта:
— познакомить учащихся с историей края;
— сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
— развить у школьников стремление знать свой край, его культуру;
— способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
— способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
— способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов

Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап;
аналитический этап ;
итоговый этап .
защита проекта.
Необходимое оборудование
Ноутбук; экран, проектор.

Краткая аннотация проекта

Перед учащимися была поставлена цель, собрать материал по истории православных храмов с. Перемышль, их прошлого и настоящего.
Учащиеся использовали разнообразные источники: книги, газетный материал, устные рассказы и воспоминания. Они встречались со служителями церкви, преподавателем воскресной школы при храме.
Положительным моментом можно отнести большую поисковую работу по истории храмов, обработку значительного объема материала. Были найдены редкие изображения храмов и установлены имена людей, которые принимали участие в восстановлении храмов села. К недостаткам можно отнести тот факт, что информация об отдельных периодах времени практически отсутствует.
В итоге работа получилась интересной, познавательной и представляющей определенную историческую ценность.

Гипотеза проекта
«Традиции народа надо возрождать из пепла, когда приходит их час».

Презентации

Выполнены в программе
Power Point.Слайды «по щелчку».Музыка начинает звучать с начала проекта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………7-9 стр.
Актуальность проекта……………………………………………………..10 стр.
Глава I. Земля Калужская- земля святая.
1.1. История образования Калужской области………………………..11-12 стр.
1.2. Учреждение самостоятельной калужской епархии ……………. 13-15 стр.
1.3. Годы гонений……………………………………………………….16 стр.
1.4. Духовное возрождение…………………………………………….17-18 стр.
1.5. Храмы Перемышльского района………………………………….19-21 стр.
Глава I I. История храмов моего села.
2.1. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы…………………. 22-30 стр.
2.2. Храм в честь сошествия Святого Духа.……… ……………………..31 -33 стр.
2.3. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы …………………34-35 стр.
2.3. Недействующие и разрушенные храмы села Перемышля……….36-38 стр..
Заключение………………………………………………………… 39 стр.
Приложение по анкетированию учащихся ………………………………40-42 стр.
Словарь терминов…………………………………………………………. 43 стр.
Список использованных источников ……………………………………………………. 44 стр.

ВВЕДЕНИЕ
Воздействие на человека с целью формирования у него духовно-нравственных качеств — тема, которая волнует человечество на протяжении многих сотен лет. В современном обществе проблема духовно-нравственного образования стоит как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В.А.Сухомлинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Мы понимаем, что говорить правильные слова о добре и милосердии – это ещё не значит быть добрым и милосердным человеком. Ф.М.Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».
В последнее время в нашей стране, постепенно возрождающейся после неисчислимых бедствий и испытаний атеистического времени, особое внимание уделяется проблемам духовного воспитания подрастающего поколения. И это, безусловно, диктуется реальностью нашего времени. Дети – будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какие морально – этические нормы будут заложены в них. Государство и общество все более осознают это и проявляют все более воли в стремлении сотрудничать в деле духовного возрождения нашей страны с Русской Православной Церковью, объединяя с ней свои усилия в деле воспитания и образования молодежи.
Общество постепенно усваивает достаточно простую, но, к сожалению, утерянную в прошлом богоборческом веке истину: улучшение жизни в стране без возрождения нравственности, базирующейся на духовных основах Православия, невозможно. Все сказанное говорит об особой значимости изучения православной культуры. После почти вековых гонений настало время возврата к своим корням, наступило время духовного возрождения. Изучение православной культуры может послужить основой целостного воспитания и образования личности.
Но изучение православной культуры без изучения истории возникновения самих церквей невозможно, потому что зарождение этой культуры происходило там. Именно церковь в дни тяжких испытаний являлась фактором становления национального самосознания и единения народа.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Проектная деятельность и стала одной из форм совместной деятельности, способной помочь в решении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Заглядывая в глубину отечественной истории, можно отметить, что Россия в разные времена обладала или не обладала материальной мощью, но бесспорной оставалась её духовная сила. Причём сам смысл духовности в России- прежде всего нравственный.
Прошлое, настоящее и будущее нашего села нам не безразлично. Доброта, милосердие, трудолюбие, семейное и соборное братство формировались в православном быту и, потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без изучения основ православной культуры, которая сейчас изучается в школе. Мы с большим интересом знакомились с духовной культурой России и в частности нашего села.

Актуальность проекта

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное образование и воспитание школьников, которое направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Проект «Храмы моего села» нацелен на учащихся старшей ступени школ, так как именно юношеский возраст, является благоприятным периодом для становления личности, её представлений об образе жизни и взаимодействии его с окружающим миром.
Актуальность проекта заключается в том, что формирование образа жизни без формирования четких ценностных ориентиров не возможна. Вот та серьезная причина, которая заставила обратиться к этому вопросу.
Формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа, основанному на православной традиции, культуре.
Данный проект может быть интересен и полезен всем тем, кто «воспитывает в человеке человеческое». В основе работы с учащимися лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Ведь русские храмы и монастыри представляют собой большое чудо. Религиозные обители — это красота не только в камне, но главное — в душах людей. Храмы всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.

Глава I. Земля Калужская — земля святая.
1.История образования Калужской области.
Калужская земля, как следует из древнейших летописных источников, в эпоху зарождения Киевской Руси была лесным краем. Её называли Залесской Русью. Дремучие леса, реки, славные люди вот наше прошлое. Племена вятичей пришедших сюда в результате ассимиляции в V – VIIIвеках. Исторические источники описывают наших предков, как людей мужественных и воинственных. Их неукротимый нрав был причиной того, что вятичи вошли в состав Русского государства только в 966 году и то, после военных походов Киева.
Вскоре, во время правления князя Юрия Долгорукого, было предпринято обустройство восточного края Руси, в том числе земель вятичей. До нашествия Батыя в летописях уже упоминаются города Козельск, Перемышль, Воротынск, Мосальск .
В XIII-XV вв. по рекам Оке и Угре проходила граница между Московским и Великим Литовским Княжеством. Северные земли с городами Калугой, Боровском, Тарусой, ..-находились в зависимости от князя Московского, а южные – города Козельск, Воротынск, Перемышль, Мосальск – входили в состав Великого Княжества Литовского. В конце XV в. Начале XVI века это разделение постепенно было ликвидировано, и все княжества были объединены под властью Москвы.
В 1505 году по смерти Иоанна III, его сын князь Симеон Калужский получил Калугу в удел вместе с Козельском. В его правление город укрепился как форпост Московского государства и как торгово-ремесленный центр, известный своими товарами. 26 июня 1518 года князь Симеон умер, и после его смерти Калуга вновь вошла в полное подчинение Москвы.
В 1708 году указ Петра I в России было образовано восемь губерний, калужские города и уезды вошли в Московскую и Смоленскую губернии.
Но уже в 1719 году его же указом они были включены в состав Московской губернии. Города Калуга, Мещовск, Воротынск, Козельск,Лихвин,Мосальск, Перемышль идр. Образовали Калужскую провинцию.
7 ноября 1775 года указом Екатерины II « Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» была проведена новая административная реформа, согласно которой предусматривалось деление государства на наместничества.
Екатерина II учредила в 1776 году Калужское наместничество из 12 уездов: Боровского, Калужского, Козельского, Перемышльского и других.
12 декабря 1796 года на основании указа Павла I «О новом разделении государства на губернии» была образована Калужская губерния, которая сохранилась до 1917 года.
В советское время территория Калужской губернии неоднократно изменялась. В 1924 г. В неё входило 10 уездов, в 1927 г.- 6 уездов, а в 1929 году постановлением Президиума ВЦИК Калужская губерния была упразднена. Её территория была разделена между Московской, Орловской, Смоленской и Брянской областями.

2.Учреждение самостоятельной
Калужской епархии.
Православие на Калужской земле стало распространяться с начала XII в. В период между 1113-1123 гг. здесь проповедовал священномученик Кукша. В последующие XIII-XV вв., когда переселенцы из разорённой татарами Киевской Руси заселили многие города, христианская вера на Калужской земле стала укореняться. В XV-XVI вв. здесь появились многочисленные иноческие обители. В XVI в. Русской Православной Церковью в лике святых были прославлены угодники Божии, просиявшие в пределах Калужского края: преподобный Пафнутий Боровский, преподобный Тихон Медынский и праведный Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый.
Несмотря на то, что самостоятельной Калужской епархии не существовало до 1799 г., уже в XIV-XVI вв. на Калужской земле имелись епископские кафедры. В 1374 г. в г. Тарусе находилась кафедра Брянских епископов, а в 1465 г. Калуга и Таруса стали кафедральными городами епископов Суздальских, Калужских и Тарусских. Этот титул носили епископы:
Евфимий (1465-1473);
Феодор (1473-1485);
Нифонт (1485-1509);
Симеон (1509-1517);
Геннадий (1517-1532);
Трофим (1532-1544);
Иона (1544-1549);
Трифон (1549-1551);
Афанасий (1551-1565);
Елевферий (1565);
Пафнутий (1565-1571);
Варлаам (1571-1584);
Арсений (1584-1589)

После кончины епископа Арсения Калуга лишилась звания епархиального города.
Мысль об открытии самостоятельной епархии в Калуге была высказана впервые в последней четверти XVII столетия царём Фёдором Алексеевичем. Царь предлагал открыть до семидесяти новых епархий, в том числе Калужскую, мотивируя это следующими причинами: «В начале к ограждению Святой Церкви, потом христианам по распространению… и что множатся церковные противники… иные города от архиерейского пребывания имеют дальнее расстояние, в тех дальних местах христианская вера не расширяется, а развратники Святой Церкви умножаются… потому что не имеют возбранения себе за дальним расстоянием, так как в епархиях город от города и место от места имеют расстояние не малое». Но тогда это намерение царя не было реализовано.
Вновь вопрос об открытии новых архиерейских кафедр обсуждался на Соборе 1682 г. Предложенный царём проект предполагал создать 12 митрополий, разделённых на 72 епископии. Однако и на следующем Соборе, в 1683 г. Калужская кафедра не была учреждена.
Между тем необходимость её существования в Калуге была очевидна в связи с возникновением здесь церковного раскола в XVII-XVIII вв., распространившегося почти одновременно в городах Боровске, Калуге и в Брынских лесах. Строгие меры правительства, направленные на искоренение раскола, значительно его ослабили, так что к концу XVIII в. Калужское духовенство уже не являлось старообрядствующим, а брынские скиты прекратили своё явное существование. Однако в народе раскол остался главным образом в форме «поповщины» — старообрядческих общин, имевших своих священнослужителей.
По этой причине спустя 100 лет, в 1764 г., когда утверждались штаты епархий и монастырей, снова был поднят вопрос о Калужской кафедре. К тому времени все города Калужской земли, кроме Калуги, входили в Крутицкую епархию. Возглавлявшие Крутицкую епархию архиереи постоянно проживали в Москве. Храмы же самой Калуги были отнесены к Московской епархии, и название города вошло в титул Московских архиереев. Архиереями Московскими и Калужскими были:

митрополит Тимофей (1764-1767)
архиепископ Амвросий (1767-1771);
митрополит Платон (1775-1799).

Отсутствие постоянного епископа в Калуге лишало жителей Калужской земли постоянного духовного попечения. Из Крутицких архиереев епископ Самуил обратил внимание на бедственное духовное состояние проживавших на управляемой им территории людей, и в 1776 г. В Пафнутьев-Боровском монастыре он открыл училище для детей священнослужителей, которое при последнем Крутицком епископе Амвросии II было преобразовано в низшее духовное училище. На низкий уровень духовного состояния духовенства также обратил внимание и митрополит Платон. Его усердием в 1776 г. Была образована духовная школа при Калужском Лаврентьевом монастыре. При его же содействии началось возрождение Оптиной пустыни, которая к тому времени пришла в упадок, а также было положено начало строительству Свято-Троицкого кафедрального собора в Калуге. С утверждением в 1764 г. Штатов положение не изменилось.
В 1775 г., в связи с образованием новых наместничеств и губерний, границы прежних губерний изменились. В результате образования Калужского наместничества, храмы, располагавшиеся на его территории, вошли в состав четырёх епархий, и притом в неравном количестве. В то время Святейший Синод заботился о совмещении административных и епархиальных границ. По этой причине возникло предложение учредить Калужскую епархию из 676 храмов, находящихся в Калужском наместничестве, но оно было отклонено правительством.
В 1788 г. Святейшим Синодом был издан указ, которым предписывалось совместить границы губерний и епархий, Во исполнение указа Крутицкая епархия была упразднена, и все калужские города и уезды, как и Калуга, поступили в ведение митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина).
С учреждением Калужской губернии в 1796 г. Вопрос об образовании самостоятельной Калужской епархии был фактически решён. В 1798 г. храмы Калужской губернии всецело вошли в состав Дмитровского викариатства, основанного в 1788 г. Но ещё в течение года за митрополитом Московским оставался титул «Московский и Калужский».
В сентябре 1799 Г. Святейший Синод подал императору прошение об открытии новых епархий, в том числе Калужской. 26 октября Павел I наложил на прошение резолюцию «быть по сему», чем было положено начало образованию самостоятельной Калужской епархии.

3.Годы гонений.
С 1918 года после опубликования декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» Русская Православная Церковь была лишена всех имущественных и юридических прав. Наступил 70-летний период гонений на Церковь, когда верующие подвергались преследованиям.
В 1918 году в эпархи были закрыты все духовные заведения, духовная консистория, епархиальная библиотека, прекращено издание Калужского Церковно-общественного вестника, упразднены все домовые храмы. Всё церковное имущество было национализировано, церковноприходские школы были переданы в Народный комиссариат образования. Стали закрываться храмы и монастыри. Трагична история разграбления Свято-Троицкого Лютикова монастыря под Перемышлем, когда местные жители встали на защиту обители , но их восстание было жестоко подавлено, насельники монастыря расстреляны, а монастырь закрыт. Началось изъятие имущества приходских храмов, аресты и расстрелы священнослужителей, массовое закрытие храмов.
В 40-е гг. отношение государства к Церкви изменилось, она получила юридические права, стали открываться храмы.
После Великой Отечественной войны в сентябре 1945 года Калужская епархия насчитывала 25 действующих храмов, шесть были открыты после освобождения Калуги.
В 1944-1949гг. было подано 45 ходатайств об открытии храмов, но открыто было только 13, в это же время 530 храмов было недействующих, а более 200 было разрушено. За последующее время было уничтожено ещё 200 храмов и к 1961 году их осталось чуть более 300. Церкви запрещено было вести благотворительную деятельность, как и другое общественное служение.
К началу 70-х гг. XX века на территории Калужской области действовало только 24 храма, и не было ни одного монастыря, ни одной духовной школы. К тому времени Калужская епархия считалась одной из наименьших по количеству действующих храмов в Русской Православной Церкви.

4.Духовное возрождение.
Вторая половина 80-х гг. стала переломной в отношении государства к церкви. В 1988 г., впервые на Калужской земле (после 40-летнего перерыва) открылись храмы и началось возрождение в качестве ставропигиального (находящимся в непосредственном подчинении у Патриарха)монастыря Оптиной Пустыни. В июне 1988г. На Соборе Русской Православной Церкви был канонизирован святой Калужской земли преподобный Оптинский старец Амвросий. Юбилейные торжества, посвящённые 1000-летию Крещения Руси, в Калужской епархии были приурочены ко дню памяти преподобного Тихонова Калужского и проходили 29 июня 1988г. Областная пресса выпустила серию статей на религиозную тему и опубликовала ряд интервью с духовенством епархии.
С принятием закона « О свободе вероисповеданий» в 1990 г. Церковь была освобождена от государственного контроля и получила новые возможности своего внутреннего развития и внешнего служения. В это время в епархии начался процесс духовного возрождения: оживилась церковноприходская жизнь, стали открываться храмы и монастыри, строиться новые храмы и молитвенные дома, открылись первые воскресные школы, возобновилось духовное образование, стала проводиться работа с молодёжью и осуществляться благотворительная деятельность. Калужская епархия это молитвенные дома, храмы, Духовно-просветительские центры, православные гимназии, Калужская духовная семинария, Епархиальное женское училище, благотворительные миссии, монастыри, скиты. Кроме того, на территории Калужской области находятся два ставропигиальных монастыря: Свято- Введенская Оптина пустынь, Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордино. Клир епархии состоит из священников и диаконов.
В епархиальном управлении действуют отделы: по работе с благочиниями и приходами; социального служения; религиозного образования; по работе с молодёжью; по работе с общественностью; средствами массовой информации; издательский. Благотворительная работа осуществляется приходами, Отделом по благотворительности и социальному служению и двумя благотворительными миссиями – в г.Калуга и г.Обнинске. Деятельность Калужской благотворительной миссии направлена на оказание помощи тем группам населения, которые лишены или ограничены в возможности передвижения ,а Обнинская благотворительная миссия осуществляет попечение над больными детьми. В епархии действуют два детских приюта : « Отрада» в г. Малоярославце и «Рождественский» в
д. Новоказачье г. Козельска. В епархии осуществляется взаимодействие с Вооружёнными силами и казачеством. Во всех местах заключения Калужской области были построены православные храмы или оборудованы молитвенные комнаты. Православные передачи выходят на областном радио и телевидении; в областных и районных газетах печатаются статьи, посвящённые православным праздникам, материалы о Православии. Широкое взаимодействие епархия имеет с православной общественностью области. Регулярно проводятся встречи, семинары, чтения, олимпиады для школьников. Наиболее значительными событиями в духовной жизни области стали визиты на Калужскую землю Патриарха Московского и всея Руси.
Очень радостно, что на земле калужской возрождается православие и как сказал архиепископ Калужский и Боровский Климент :
« Сегодня, переступив через двухтысячный рубеж христианской истории человечества, мы стремимся вернуть в нашу жизнь всё доброе и хорошее, что сохранилось от наших предков, и главное – веру. Нам ещё многое предстоит сделать, чтобы порушенные в прошлом святыни снова стали украшением наших сёл и городов, но уже и сейчас мы видим, что каждый восстановленный храм помогает людям обрести веру, надежу, любовь, служит возрождению России».

5. Храмы Перемышльского района.
Перемышльский район был образован в 1929г. из территории Перемышльского и Калужского уездов, а также нескольких селений Лихвинского уезда, и вошел в состав Калужского округа Московской области. В Калужскую область Перемышльский район был включен 5 июля 1944г. Административным центром района является село Перемышль, расположенное на левом берегу р. Оки в 30 км к югу от Калуги. До 1925г. село имело статус города.
По предложению археолога Т. Н. Никольской, Перемышль возник на месте славянского поселения в домонгольское время. Первое письменное упоминание о нем относится к 1328г. Название города, по одной версии, возникло от польского имени «Пшемысл», которое по-русски звучало как «Перемысль», а по другой версии, в память о стоянке князия Юрия Долгорукого, который в этих местах «перемысливал», т.е. размышлял о трудностях во время одного из походов 1154г. Несмотря на то, что с древности Перемышль представлял собой хорошо защищенную крепость, он неоднократно подвергался опустошительному разорению от монголо-татар и литовцев.
Под 1408г. в «Симоновой летописи» сообщается о переходе князя Семена Перемышльского и бояр Любутских на службу к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу. В 1445-1449гг. город находился под властью Литвы, после чего он окончательно отошел к Москве.В XVII в. кроме грабежей и опустошений от Лжедмитрия II и гетмана Сапеги с поляками, жители страдали от частых эпидемий, неурожаев и пожаров. Например, в 1654г. от «морового поветрия» вымерли почти половина населения Перемышля. В 1776г. Перемышль стал уездным городом Калужского наместничества. В 1785г. в Перемышле было шесть церквей, из них четыре каменных.
Согласно летописным источникам, в дореволюционный период в Перемышльском уезде было 56 действующих храмов, а в самом Перемышле их было 5. В течение двух десятков лет после революции практически все они были закрыты (действующим оставался только храм в честь пророка Илии в с. Рычонки). Большинство уездных храмов и монастырей было разрушено и разграблено, три Перемышльских каменных храмовых здания были обезглавлены и переоборудованы под другие нужды новой власти (столярные мастерские, магазины, склады и т.д.). Священнослужители и клир этих храмов разделили трагическую участь многих исповедников веры того времени: их арестовывали, лишали гражданских прав, высылали, расстреливали. Разрушение православного мировоззрения не прошло бесследно для формирования нравственных устоев «новой человеческой общности», лишенной принципов евангельского духа мира и любви Христовой. Десятилетия духовных исканий потребуются нашему народу, чтобы понять: Россия будет великой и сильной, только вернувшись на прочный фундамент, заложенный тысячу лет назад, а преодоление нарастающего духовного кризиса возможно только в единении с Православной Церковью. И тогда запустевшие и полуразрушенные храмы начали возвращать и восстанавливать.

В настоящее время ведется восстановление восьми храмов:
с. Перемышль, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы;
с. Перемышль храм в честь Сошествия Святого Духа;
с. Верхнее Алопово (Олопово), храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы;
с. Гремячево, храм в честь великомученика Георгия Победоносца;
с. Григоровское, храм в честь Казанской иконы Божией Матери;
с. Ильинское, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы;
с. Нижние Вялицы, храм в честь Рождества Христова;
с. Фетиньинр (Лосенки), храм в честь Михаила Архангела.
Кроме них сохранились, но не переданы епархии и не восстанавливаются еще 14 храмов:
с. Перемышль, Успенский собор;
с. Перемышль, храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы;
с. Ахлебинино, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы;
с. Борищево, храм в честь святителя Николая Чудотворца;
с. Воротынск, храм в честь святителя Николая Чудотворца;
с. Егорьевское, храм в честь великомученика Георгия Победоносца;
с. Желовь, храм в честь великомученика Георгия Победоносца;
с. Заборовка (Заборовская слобода, Рахманова слоблда), храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы;
с. Ильинка, храм в честь великомученика Георгия Победоносца;
с. Нижние Подгоричи, храм в честь святителя Николая Чудотворца;
с. Нелюбовное, храм в честь Воскресения Христова;
с. Орля, храм в честь Спаса Нерукотворного;
с. Рождествено (Дальнее Рождествено), храм в честь Рождества Христова;
с. Столпово, храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы;

и 13храмов утрачено:
с. Перемышль, храм в честь святителя Николая Чудотворца;
с. Дапьнее Рождествено (Рождествено), храм в честь Рождества Христова;
с. Желохово, храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы;
с. Зебелино, храм в честь Преображения Господня;
с. Заболотье, храм в честь Михаила Архангела;
с. Ильинское, храм в честь преподобного Сергия Радонежского;
с. Корекозево, храм в честь Святой Троицы;
с. Михайловское, храм в честь Михаила Архангела;
с. Никольское, храм в честь святителя Николая Чудотворца;
с. Подгоричи, (Верхние Подгоричи), храм в честь Рождества Христова;
с. Подкопье, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы;
с. Покровское, храм в честь Преображения Господня;
с. Синятино, храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

И как говорил Патриарх Московский и всея Руси Алексий:
« Сегодня, переступив порог нового тысячелетия, Россия…. Вновь представляет собой бескрайнее поле для миссионерского делания Православной Церкви. Построение социальной, политической и культурной жизни России на непреходящих духовных основах и нравственных ценностях Православия – единственно правильный выбор, который будет способствовать не только оздоровлению нашего общества, но и укреплению государственности, единства и величия нашей страны, народа».

Глава I I. История храмов моего села.
1.Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Последние десятилетия мы живём в условиях нестабильности, жесточайшего расслоения масс. Столь резкая дифференцированность общества ведёт к социальной незащищённости людей, понижению духовно-нравственного уровня, усилению социальной и межнациональной напряжённости в Федеративном государстве, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на детей и молодёжь, способствуя формированию у них низменных, антипатриотических личностных качеств. Заглядывая в глубину отечественной истории, можно отметить, что Россия в разные времена обладала или не обладала материальной мощью, но бесспорной оставалась её духовная сила. Причём сам смысл духовности в России — прежде всего нравственный. Что значить « положить душу за други своя»? Это значить иметь такую любовь к другому человеку, ради которого русский человек может отдать свою жизнь. Разве это не высшая позиция нравственности. Без высшей идеи не может развиваться ни человек, ни нация. Владыка Кирилл сказал: создание образа, возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень – главная задача в воспитательном процессе. Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Доброта, милосердие, трудолюбие, семейное и соборное братство формировались в православном быту и, потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без изучения основ православной культуры, которая сейчас изучается в школе.
Как вы считаете, что является главной особенностью, а вместе с тем и украшением русского пейзажа, городского и сельского? Конечно же, храм. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и зримой внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма их жизнь немыслима: и беды, и праздники собирают в храме, где все напоминает о духовном, высоком назначении человека. Каковы же основные черты русских православных храмов? Что в них особенно важно и поучительно?
Во-первых, его гуманистическая проникновенность, ясная гармония простых и легких форм, подлинная музыкальность ритмов.
Во-вторых, монументальность, ощущение которой всегда достигается простыми, бесхитростными средствами. Впечатление мощи создается отнюдь не гигантскими размерами, не громоздкостью и перегруженностью, а точностью пространственного и светового решения, строгостью форм, мудрой экономией приемов. Ничего лишнего, отвлекающего. Мощные потоки света, их замысловатая игра на четких плоскостях, борьба света и тени – вот основные средства, создающие поразительный грандиозный эффект.
В – третьих, неразрывная слитность храмов с родной природой: с рельефом местности, с простором неба и полей, с зеркальным сверканием рек и озер, с густой и нежной зеленью лесов. Древние храмы отмечены раздумчивым спокойствием.
«Русь святая, храни веру Православную!», — взывали наши предки, понимая, что «в ней же утверждение» Российской Земли. Значение Православия в русской истории и культуре духовно определяющее. Тысячелетняя история России творится людьми христианской веры, Россия слагалась, крепла и развивала свою духовную культуру именно в Православии. Не смогли уничтожить православное мировоззрение россиян ни семидесятилетний период гонений, ни пропагандистский натиск и духовная экспансия разнородных сект. Празднование тысячелетия Крещения Руси стало отправной точкой возрождения великого наследия предков, и более двух десятков лет назад Россия стала возвращаться к своим духовным корням. Наш Перемышль также не остался в стороне от этого судьбоносного для нашего народа исторического события. В мае 1989 года вновь, после десятилетий духовного вакуума, в Перемышле открылся первый действующий православный храм. Событиям возрождения Православия в нашем родном Перемышле будет посвящена серия статей, основанных на летописных источниках разных лет и воспоминаниях перемышлян.
Летописные документы донесли до нас как светлую историю возникновения, так и печальную историю закрытия и разорения храма. Сохранившийся каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 19 веке (1826-1854 г.г.) купцом Зябкиным при содействии других прихожан на пожертвования купцов Четвериковых и Г.М.Рудкова. Одновременно со зданием храма в 1826 году была построена и колокольня. В храме было три престола: центральный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, южный – в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и северный – в честь мучеников Флора и Лавра. По последнему приделу храм назывался еще Флоровским. Святые мученики Флор и Лавр всегда почитались перемышлянами как особые заступники нашего села и считались покровителями домашних животных, особенно лошадей. Этот прекрасный трехпрестольный храм был расписан фресками из истории православных праздников, а внутри храмовой ограды прихожан встречали ухоженные цветники. Известны имена многих настоятелей храма того времени: священник Пётр Андреевич Раевский (1881-1887), священник Павел Григорьевич Ломакин (1887-1895), священник Николай Панов (1895 – 1914), иеромонах Иероним Лютикова монастыря (1914 – 1915), священник Пётр Лихачев (1915-1917), священник Николай Бриллиантов (1917-1923), священник Владимир Будилин (1923 – 1928).
С 1917 года летопись храма начала отсчитывать трагические, полные мученического исповедничества дни. Вокруг уже полным ходом шла богоборческая компания, попытки защитить православные святыни от закрытия и разорения жестоко подавлялись. В 1918 году было сломлено сопротивление Троице-Лютикова монастыря в с. Корекозево, монахи приняли мученическую кончину в небольшом леске на краю села, монастырские здания были разрушены до основания Закрывались храмы и шли гонения на верующих по всему уезду. В 1923 году был арестован и настоятель Флоровского храма священник Николай Бриллиантов. Он тоже принял мученическую кончину за веру: 15 ноября 1937 года он был расстрелян вместе с другими священниками в г. Туле и похоронен в братской могиле на Симферопольском шоссе. Но еще некоторое время верующим удавалось отсрочить закрытие храма, почти десятилетие после революции православный Перемышль возносил молитвы в его стенах. В 1928 году храм был закрыт, разграблен и переоборудован под электростанцию. Колокольня и ограда были разрушены.Коптящий черный дым от солярки покрыл несмываемым мраком когда-то белоснежные стены, а уникальные фрески оказались укрыты черно-коричневой солярочной смазкой… В безумном порыве вандализма новые хозяева Перемышля сбросили с крыши купол с крестом, и храм был обезглавлен. Богомоловская улица превратилась в улицу 25 октября и топографически, и духовно.
В течение долгих шести десятков лет, разоренный и поруганный, храм ждал своего нового возрождения. В конце 80-х годов, после десятилетий духовного кризиса, Православие перестали подвергать негласному гонению. И появилась надежда: храму в селе – быть! Инициаторами передачи храма верующим стали три Татьяны: Самбурова Т.И. Бизина Т.В. и Воюева Т.А. Вот как вспоминает об этом событии Воюева Татьяна Андреевна: «Поехали мы с прошением в Калугу, в епархию. Прошение наше приняли, поддержали, обещали рассмотреть. Три месяца мы ждали решения. И вот в начале мая пришла телеграмма, что надо ехать за священником. Я и Самбурова Т. поехали в Калугу, а Бизина Т. и Воюев И. (муж мой) остались искать трактор, чтобы к приезду батюшки хотя бы самый тяжелый мусор вытащить.
Приехали в епархию. Народу – множество, все ждут, много храмов тогда открывалось. Вызывают нас. Заходим, говорим: мы из Перемышля. Подошли под благословение архиерея. Затем он вызывает священника, представляет: Клинов отец Валерий. Владыка говорит: вот ваш священник, начинайте службу. А как начинать? Храм разрушенный, крыша течет, там и стоять невозможно. Но Владыка никаких возражений не принял, надо было срочно храм восстанавливать. Отец Валерий с матушкой поехали на машине на склад, получили там все, что нужно для службы и поехали смотреть храм. Люди в Перемышле нас уже встречали, многие знали, что должен приехать к нам батюшка: радость какая – храм открывают! И впервые наш батюшка увидел, где ему служить, а матушке плохо стало: разруха страшная, пола нет, кирпичи со стен сыплются на глазах (у входа в большой храм так размыты водой, что совсем осыпались), в стенах дыры, в потолке такая огромная дыра, что небо видно, а вода льется ручьями — крыша вся повалена набок… Отец Валерий нам говорит: несмотря на разруху, буду служить и назначил первую службу на Святителя Николая, 22 мая, и к этому времени нужно было хотя бы мусор вывезти, место для службы расчистить. Работы – страшно подумать, сколько. Только всем миром можно с ней справиться. Решили звать людей — помочь в восстановлении храма».
И люди откликнулись. Возрождение храма – началось.
Храм передан епархии в мае 1989 г. И тогда же был образован приход в честь святых мучеников Флора и Лавра.
Призыв помочь в восстановлении храма не остался незамеченным. Люди потянулись на этот призыв так, словно давно ждали его. «В иные дни до 40 человек работало, — вспоминает Воюева Татьяна Андреевна, — и каждый день, с утра и дотемна. А ведь немолодые уже, почти все пенсионерки, тяжелый физический труд весь световой день, а вечером шли по селам собирать деньги на ремонт. И многие нам не верили, что возможно храм восстановить, говорили: он весь разрушен, его восстановить уже невозможно, это никому не под силу. Конечно — одними человеческими силами тут не справиться – Господь помогал».
Восстановление православного храма в родном селе на многие месяцы стало приоритетным делом прихожан. Люди работали, забыв про усталость, оставив все домашние дела, встречая порой непонимание родных и близких… Вот как вспоминает это время невестка одной из активных прихожанок: «Работы было много, и моя свекровь, Анна Денисовна, уходила из дома рано утром и возвращалась затемно. Я тогда даже немного обижалась на нее: у меня только родилась дочка, было очень трудно справляться по дому, а бабуля наша все в храме да в храме».
В 2005 году в храме появится мраморная табличка с именами тех, кто, не жалея сил, поднимал его из разрухи, но и она не смогла вместить все имена. Самбурова Т.И., Бизина Т.В., Карпушина А.Д., Михалина М.Г., Марухин Н., Фролова М., Гурбочкина А.Г., Ковалева М.П., Ржавцева М., Федотовская П.В., Бухтарова М.А., Брыгина А.В., Тараканова Т.Е., Кочеткова М.В., Жильцова Е.К., Марушина М.Н., Гераськин И.В., Лобова П.А., Жаркова А.Я., Карелова А.В., Челнокова Е., Харитонова М.И., Филатьева Ю.М., Филичкина Е.Н., Стрекозина Н.И., Каменский И.В., Архипов А.В., супруги Воюевы Татьяна и Иван, и многие другие — не назвавшие своих имен, ныне здравствующие или покойные, из Перемышля или из окрестных деревень, физическим трудом или материальной поддержкой сделавшие почти невозможное…
Вот выдержки из воспоминаний Воюевой Т.А.: «…Храм из двух частей. В одной был мебельный склад (большая часть), а в другой – трапезной – был столярный цех (к тому времени он уже не работал). Какую часть храма сначала готовить для службы? В трапезной (Флоровский Престол) станки огромные, прямо в пол вкопанные – нам их быстро не вытащить — и ямы в полу. Решили готовить большой храм, где был Престол Покрова Пресвятой Богородицы. Мы его еще в день открытия начали расчищать: там в алтаре «световой станок» стоял (машина, которая свет вырабатывала) — тоже нерабочий. Огромный, тяжелый. Нашли трактор, проемы оконные разбили, станок вытащили, а он еще и кусок стены за собой утащил. Священник приехал, а в стене алтаря на улицу огромное отверстие. Стены вообще были сильно разрушены и в трапезном храме, и в основном – кирпичи прямо со стен сыпались, и окна не все были, и света не было, и отопления тоже, а через дыру в крыше дождь лился прямо на людей. Сначала стали заделывать разрушенное окно в алтаре: помог мастер Каменский И.В. Окно сделали, но в алтарь войти невозможно: вход был забит кирпичами, и вообще алтарь закрывала огромная стена, почти на всю высоту до потолка. Тогда мой муж и с ним Архипов А.В. начали кирпич этот разбивать, все расчищать, чтобы можно было начать делать алтарь как положено, с иконостасом. Стали делать окна, а окна в большом храме высоко-высоко, работать приходилось с пожарной лестницы. Я за мужа очень переживала, когда они с Архиповым ставили рамы на эти окна: муж после парализации, а лестница такая высокая! Но Бог дал установить все благополучно. А по центру храма стояла нерабочая группка (печка), и возле нее два столба. Их мы тоже ломали и разбирали: они очень мешали. А еще по всему храму тянулись огромные рельсы – мы их спилили и трактором вытащили. За несколько дней работа по расчистке храма была проделана огромная, одних только железок вывезли целый трактор. Мужчины со строительными работами, а вытаскивать и вывозить весь мусор досталось женщинам. Работали все, конечно, бесплатно — деньги собирались только на строительные материалы».
«Как только немного укрепили стены, вывезли мусор — занялись внутренним устройством. Все надо было устраивать заново, в храме даже икон не было. И стали люди жертвовать: кто что – кто аналой, кто покровцы, кто иконы, кто дорожки на пол, и даже паласы — Панюшкина Прасковья и ее дочь Татьяна принесли: наскоро подготовленный пол был неровный, нужно было застелить его. К празднику, к первой службе, моя соседка Романова Г.А. пожертвовала икону Николая-Чудотворца. Неделю работали без устали, торопились, готовились служить молебен Святителю Николаю».
Прошла всего неделя с 15 мая – того дня, когда перемышляне встречали своего священника у стен разрушенного храма. Но это была не просто неделя напряженного труда – это была неделя беззаветного служения Православию, неделя реализации той неосознанной жажды общения с Богом, которой Перемышль был лишен многие десятилетия… На 22 мая, на «Николу летнего», было назначено первое богослужение. 22 мая 1989 года, в день Святителя Николая – любимого и чтимого на Руси Николая-Чудотворца — состоялось первое Богослужение во вновь открытом долгожданном храме. Еще не Литургия – молебен Николаю Чудотворцу — как молебен о том чуде, которое совершили за считанные дни прихожане, превратив заброшенное, изувеченное, заваленное хламом строение в Храм Божий.
Но это было только начало. Алтарь, иконостас, домашние иконы, пожертвования на восстановление храма от людей села, В труде по восстановлению храма складывался его приход, обретались забытые и утраченные в безбожное время духовные традиции и каждый, причастный к возрождению храма, незримо чувствовал, что обретает нечто большее, чем стены с иконами – он обретал неистощимый духовный источник внутреннего созидания своей души.
Рассказывает Воюева Т.А: «Народ шел в храм большим потоком. В течение 1989 года все службы шли в большом храме. Зимой было очень холодно, чугунная печка такой большой храм прогреть не могла, батюшке очень трудно было, и прихожане мерзли. Решили тогда ремонтировать быстрее трапезную часть и переходить туда. Отец Валерий из Оптино привез каменщиков, и они сделали перегородки так, что получилось два придела: Флора и Лавра и Иоанна Предтечи. Архипов А. и Воюев И. укрепляли стены ДСП, чтобы не падали кирпичи. Позвали мастеров – они сделали резной деревянный иконостас. Красивую деревянную мебель – столики круглый и свечной, тумбу «свечной ящик», аналои – смастерил Сидоров А.П. Стол под Плащаницу сделал Воюев И. Делали полы: засыпали ямы, где стояли станки, заливали раствором и приглашенные мастера укладывали плитку. Построили большую кирпичную печку. Устанавливали двери, окна стеклили заново, и на окна делали решетки. Стены мастера штукатурили и потом белили. Когда работы были закончены, о. Валерий освятил два придела (Флора и Лавра и Иоанна Предтечи), и служить перешли в эту часть храма. Большая печка хорошо прогревала небольшой храм, с тех пор эта часть храма так и стала называться — «теплый храм».
«В 1996 году о. Валерия перевели служить в г. Козельск, и настоятелем храма стал его сын о. Николай. При нем был построен кирпичный дом для
священника и деревянный сарай возле храма. Священники Клиновы подняли наш храм из руин, сделали то, во что многие не могли поверить».
В 1998 году о. Николая перевели в Москву, и священником в наш храм (он тогда все еще назывался Флоровским) был назначен иерей Игорь Дадаев. Официально начало его служения в нашем храме датируется 27 сентября 1999 года, но в реальности почти не было перерыва в богослужении. Священника ждали с нетерпением: за 10 прошедших лет храм стал неотъемлемой частью жизни многих перемышлян.
Когда о. Игорь стал настоятелем храма, оставалось еще огромное количество работы по его восстановлению, особенно в центральной части храма. Очень красивая, просторная, со следами древних фресок центральная часть по-прежнему оставалась не отремонтированной. Новый иконостас (взамен прежнего из фанеры) сложили из кирпича. Эту работу выполнил Тищенко Николай из д. Покровское со своей женой. И уже в октябре 1999 г. в центральном храме был освящен Алтарь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а по центральному Алтарю и храм получил свое прежнее название. С Пасхи (30 апреля) 2000 года богослужения проводятся в центральном Алтаре.
Шли полным ходом и восстановительные работы — особенной заботы фрески. Пригласили мастеров-художников. Началось восстановление фресок в Алтаре и двух уцелевших в основной части храма. В 2001 году работали мастера из Петербургской Академии художеств. Они же взялись за написание одной из новых фресок – «Крещение Господне». И вот уже в куполе Алтаря раскрыла свой Покров Пресвятая Богородица, и прояснился светлый Лик Богомладенца, едва различимые до реставрации. А появление новой фрески виделось почти что чудом… фреску в июле 2002 года пригласили писать мастеров из Софрино, софринская икона «Рождество Христово».
Объем работ был очень велик. Очень много храму помогали благотворители. Семья Еремеевых, Тихонова Анна, Апяри Владимир, Михалина Алла, Пронин Игорь, Брыгина Анна, Воюева Татьяна, Бизина Татьяна, Самбурова Татьяна, Анисимов Владимир, Бухтарова Мария, Жаркова Анна, Анискова Валентина, Шмыткова Галина, Шмыткова Дарья, Кругляк Елена, Кругляк Вячеслав, Кругляк Димитрий, Никонова Елена, Газибаев Олег.
В 2004 году на пожертвования благотворителей в центральной части храма появилось прекрасное четырехъярусное паникадило. Появлялись и новые благотворители, храм украшался их трудами и пожертвованиями, и свидетельством этому стали новые имена на мраморе: Максимов Евгений, Максимова Любовь, Корнюхин Алексей, Табахова Валентина, Сорокина Наталья, Сорокин Вадим, Апарин Давид, Тарбеевский Виктор, Юра Игорь.

В первые же годы служения о. Игоря в храме возобновилась работа Воскресной школы, формы преподавательской работы в Воскресной школе постоянно совершенствуются. Лекции, беседы, ответы на вопросы, работа с наглядными пособиями… А с 2008 года появилась возможность на занятиях показывать православные учебные фильмы.
Была приведена в порядок приходская библиотека, с 2000 года начался выпуск приходской газеты «Православный Перемышль», в 2007 году по его благословению разработан и размещен в сети Интернет храмовый сайт, всё это действует и по сегодняшний день.
С особым чувством празднует храм свои Престольные праздники. Из трех праздников (Святых мучеников Флора и Лавра 31 августа, Усекновение Главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Покров Пресвятой Богородицы 14 октября) наиболее широко празднуются 31 августа и 14 октября. В эти дни храм, как правило, встречает гостей. 31 августа 2003 года Литургию и молебен на начало учения совершил Владыка Климент, тогда еще архиепископ, Калужский и Боровский. Владыка Климент был в храме трижды: уже будучи митрополитом, он служил Литургию 7 и 27 ноября 2004 года. 14 октября 2005 года гостем храма был архиепископ Людиновский Георгий, он совершил праздничное Богослужение. Владыка Георгий также не единожды посещал храм: его служение совершалось еще 17 марта и 6 апреля 2002 года. 31 августа 2002 года праздничную службу с нашим батюшкой сослужил иерей Владимир Деревцев, а на Флора и Лавра в 2004 и 2005 годах гостем храма была игуменья Казанского девичьего монастыря Анастасия, и на службе необыкновенно красиво пел монастырский хор.
По желанию прихожан о. Игорь организует паломнические поездки. Так, в 2001 году паломническая поездка в Москву, в Храм Христа Спасителя, к мощам Великомученика и Целителя Пантелиимона; в 2004 году – в Пафнутиев Боровский монастырь; в начале лета 2005 года — в Казанский женский монастырь и храм Спас-на-Угре, а 9 августа 2005 года — в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь (г. Малоярославец); 29 апреля 2007 года — к мощам святителя Спиридона Тримифутского, которые пребывали в Свято-Троицком кафедральном Соборе г. Калуги с 28 по 29 апреля. В этой поездке храмовая икона свт. Спиридона была приложена к его мощам.
В 2002 году священник Игорь Дадаев был удостоен высокой награды Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – Золотого Креста, а в 2006 г. — звания протоиерея.
Говорит Пыхова Мария Павловна, староста храма:
«Приход у нас сплоченный. Если надо помочь – люди откликаются. Убраться ли перед праздником, или в беде какой. А после больших праздников или родительских суббот по благословению батюшки группа Милосердия — Захарова Евгения (староста группы), Губанова Анастасия и Савеченкова Капитолина — ходят к старейшим или болящим прихожанам и к детям в реабилитационный центр с гостинцами. Ведь это радостный труд – помогать людям. Это правильно, это по-христиански».
Да, действительно, село наше небольшое, утопающее в зелени, где весной так чудесно поют соловьи, с озером Бездонным, с тихими заводями, с шелестящими на ветру камышами, с холмами…
Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и зримой внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. И так приятно видеть возрождение культуры русской.
В последнее время наблюдается большой интерес к изучению истории своей малой родины, к осознанию истоков становления духовных ценностей общества. Поэтому тема, связанная с историей православного храма в нашей местности, является актуальной и интересной, а значит жизнь храма и села продолжается..
Мой сельский храм – окошек ветхость,
Сосулек звон, ступенек скрип,
Богатых одеяний редкость,
Старушек всем знакомый тип.
И запах ладана нездешний,
Нас уносящий в мир другой,
И птицы крик в худой скворечне,
Стон половицы под ногой.
Святых загадочные лица,
Лампадок свет и свечек блеск,
Алтарный свет едва струиться,
И «Херувимской» дивный всплеск.
Мой сельский храм, в круженье века
Я потерять тебя боюсь,
Как потеряла человека
Безверием больная Русь.
М. Никонова

2.Храм в честь сошествия Святого Духа.
На протяжении долгой истории человек не только строил дома, но и воздвигал храмы.
Понятно, что жилище служит человеку для защиты от холода, дождя и зноя. Бытовой необходимости в храмах нет. И все-таки археологические раскопки показывают, что уже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческим жилищем стояли дольмены и кромлехи, сооружения, имеющие культовое, храмовое значение. Ни одна цивилизация на земле не обходилась без храма.
Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Дом — природная необходимость, он связан с землей, его происхождение естественно. Храм приходит с неба. Во всем мире существует множество легенд и преданий о небесном происхождении храма: образ храма является его заказчику или строителю во сне, в таинственном видении, в откровении свыше. Многочисленные описания храма Святой Софии в Константинополе, оставленные современниками и путешественниками, отмечают, что купол храма подвешен на золотых цепях к небу. В глазах восхищенных паломников это всегда было свидетельством небесного, а не земного происхождения Святой Софии.
Христианский храм — это образ неба на земле, священное пространство, в котором человек встречается с Богом, это предвосхищение иного мира, нового неба и новой земли, Горнего Иерусалима.
По христианским понятиям мир, в котором мы живем, создан Богом. Создан прекрасным, как храм. В первой книге Библии, которая называется «Бытие», дается описание грандиозного акта творения мира. Бог, как величайший Художник, любуется Своим творением. И увидел Бог, что это хорошо, — повторяется несколько раз. А завершается восклицанием: хорошо весьма! Но человек, как далее повествует Библия, нарушил эту гармонию, разорвал отношения доверия с Богом, и, как следствие, нарушились его взаимоотношения с миром. Зло вошло в мир и изменило замысел Творца. Однако человек сохранил память об утраченной гармонии, о потерянном рае. И стал строить храмы, чтобы в мире, полном зла и несправедливости, выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь — словом, все то, что люди вкладывают в понятие святости, близости человека к Богу).
По свидетельству Библии, человек создан Богом тоже как храм, как вместилище любви, добра, разума — всего того, что мы сферой духа.
Первые христианские храмы не были похожи на храмы языческого мира. Языческие храмы напоминали первым христианам о тех культах, которые в них совершались, — а это были нередко оргии, сопровождавшиеся человеческими жертвоприношениями. Раннехристианские храмы также были далеки от великолепия и пышности Иерусалимского храма. Основой христианского храма стала базилика — тип гражданских сооружений удлиненной формы, в которых проводились общественные собрания. Собственно греческое слово «екклесия» (церковь) и переводится как «собрание». Отсюда и русские слова «собор» и «соборность».
Итак, взяв за основу базилику, христиане несколько изменили ее внешний вид — пристроив с восточной части полукруглую апсиду, там располагался алтарь, и чуть позже возвели купол, символизирующий небо. Купольная базилика с IV по XX век остается основной формой христианского храма — как на Западе, так и на Востоке.
Храм православный (другое название — церковь) – специальное здание, посвященное Богу и предназначенное для публичного и частного богослужения.
Храм в православном понимании – это «дом Господень», «земное небо», «дом молитвы»: вся жизнь христианина от рождения до смерти должна быть связанна с храмом. В храме человек вступает, в непосредственное общение с богом, обращается к Нему с молитвой. Храмы строились по поводу важнейших церковных или исторических событий на средства царей, князей, церковных деятелей, купцов, простых мирян.
В большинстве случаев в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Иисусу Христу. Часто храм строится в виде продолговатого корабля, что связанно с представлением о Церкви, которая, подобна кораблю, ведет христиан по морю жизни.
Храм, символизирующий единение земли и неба, представляет собой образ мироздания, созданного Богом. Храм воспринимался и понимался как символ упорядоченного, гармонизированного мироздания, космоса.
Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память того или иного священного события или святого. Например, Троицкий храм, Успенский собор, Никольский, Преображенский, Михаило – Архангельский храмы и т.д.
Сохранившейся до настоящего времени каменный храм был построен на средства перемышльского купца К.А. Медведева в 1767 г. на месте обветшавшего деревянного храма во имя преподобного Сампсона Странноприимца. Храм одноглавый с каменной колокольней, имел пять престолов: центральный в честь Сошествия Святаго Духа и в приделах в честь апостола Андрея Первозванного, преподобного Сампсона Странноприимца, великомученика Никиты и мучеников Гурия, Самона и Авива.
В храме особо почиталась Смоленская икона Божией Матери. Возле храма была каменная свечная лавка и сторожка.
В 1934 г. храм был закрыт. Длительное время в его здании размещалась МТС, потом в нем располагался склад типографии. Тогда же были разобраны верхние ярусы колокольни..
В октябре 1994 г. храм был передан Калужской епархии во временное пользование, а 23 марта 1998 г. — в бессрочное пользование на основании совместного распоряжения Министерства культуры РФ и Министерства государственного имущества РФ № 148/93-р от 4 февраля 1998 г.
Состояние храма было удручающим: отсутствовали кровля, окна, двери, штукатурка, в стенах алтаря зияли пробоины, пол покрывала бетонная стяжка, с горечью приходится констатировать, что утрачено одно из храмовых зданий, а оставшееся, несмотря на начатые восстановительные работы, находится в запустении. С восстановлением этого храма на сегодняшний день возникают самые большие сложности. Восстановление велось трудами Л. М. Соловьевой и И. В. Плетнева.( не найдя общего языка с представителями Епархиальной власти Русской Православной Церкви, Л.М. Соловьёва не приняла назначенного Епархией священника и препятствует проведению дальнейших восстановительных работ в этом храме).
2 июля 1995 г. священник Владимир Яновский отслужил в храме первый молебен. Первая литургия в храме совершалась на временно освященном престоле (в алтаре вмч. Никиты) 28 сентября 1995 г. в день памяти вмч. Никиты.
К знаменательным событиям в жизни прихода можно отнести начало восстановительных работ, первую Литургию в храме, первую Пасху и первый звон колокола, зазвучавший над округой 21 мая 1997 года.Престольные праздники: день Святой Троицы, Духов день, вмч. Никиты и день празднования “Казанской” иконы Божией Матери. Приход публикует в местной газете «Наша жизнь» статьи духовного содержания, а так же через типографию издает брошюры духовного содержания. Наиболее почитается икона Божией Матери «Одигитрия».
В настоящее время продолжаются ремонтно-восстановительные работы. Среди жертвователей министр сельского хозяйства Калужской области Л. С. Громов, руководители предприятий района и области, жители села.
Храм осуществляет свою деятельность как Архиерейское подворье. Духовное окормление поручено священнику Игорю Дадаеву, настоятелю храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Перемышль.И будем надеяться , что храм продолжит свою историю и в современном Перемышле, и торжественный облик Дома Божия откроется взорам со всех сторон, сиянием золотых. И так же на всю округу, как и сейчас, будет звучать колокольный звон — подобно маяку, храм будет звать к себе тонущих в «море житейском».

3.Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
На Руси храмы являлись центрами не только церковной, но и общественной жизни. Храмы, особенно соборные, часто выполняли светские функции: с амвона оглашались указы государей, объявлялось о важнейших внешне — и внутриполитических событиях. Храм, будучи зачастую единственным каменным строением в городе, служил местом хранения важнейших документов, грамот и договоров, хранилищем казны, эталонов меры и веса. В храме велись записи о крещении, венчании, смерти и других важнейших событиях в жизни прихожан. Иногда при храмах создавались школы, велось летописание.
Итак, символика храма основана на самом его пространственном положении — это именно Дом Божий, образ символического восхождения с земли на небеса, земное отражение надмирного, вечного Града Небесного. Центричная архитектура храма была основана на заложенной в Византии крестово-купольной системе. Храмы были почти квадратными в плане. Обширное подкупольное пространство становилось центральной частью здания, ограниченной четырьмя массивными столбами, поддерживающими распор купола. Крестообразное пространство храма было образовано пересекающимися сводчатыми проходами (нефами), а купол венчал точку их пересечения. Подобный архитектурный образ воплощал в себе важнейшую христианскую идею — восхождение на небо, к Богу и вечному свету, возможно лишь силой искупительной жертвы Христа, распятого на кресте и превратившего орудие казни в символ спасения и победы над смертью.
Со временем и в Византии, и впоследствии на Руси что-то могло меняться в архитектурном облике храмов — масштаб, пропорции, декоративное убранство, но главный, символический образ оставался неизменным.

С XVI в. на месте храма существовал Перемышльский Богородицерождественский монастырь, который позднее именовался Георгиевским женским монастырем. В Смутное время монастырь был разорен и вновь восстановлен в 1634 г. старицей Мариамной (Косковой) на пожертвования царя Михаила Федоровича и князей Воротынских. Тогда в нем был построен каменный храм на подклете с пятью главами. В 1764 г. монастырь был упразднен, а храм обращен в приходский. В XIX в. храм был перестроен: в 1866 г. была расширена трапезная часть, в 1894 г. с западной стороны сделана пристройка. После реконструкции храм стал трех-престольным: главный — в честь Рождества Богородицы и два в трапезной части: в честь великомученика Георгия Победоносца и в честь святых Космы и Дамиана. При храме имелась библиотека и приходская школа.
Церковь долгое время использовалась в качестве магазина «Продукты». Магазин был закрыт несколько лет назад.
С 2005 года были начаты работы по восстановлению церкви. К 2011 году внешние работы были завершены.
В восстанавливаемый Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы привезли семь колоколов. Самый большой весит 430 кг, а самый маленький всего 7. На главном колоколе отлиты иконы покровителей храма «Рождество Богородицы» — Георгия Победоносца и Святых Козьмы и Домиана. Вся семерка изготовлена в Воронежской области. По традиции, прежде чем установить на звонницу, колокола трижды окропили святой водой. Митрополит Калужский и Боровский Климент совершил Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы. За литургией митрополиту Клименту сослужили протоиерей Андрей Хорошаев, благочинный округа, протоиерей Игорь Дадаев настоятель храма, иерей Павел Дадаев и иерей Максим Лихонин. После богослужения владыка произнес проповедь. Все, кто собрались на освящении, могли попробовать свои силы в качестве звонарей. В ближайшие дни колокола установят на звоннице. А к празднику Святой Пасхи в храме планируют начать богослужения.

«Архитектура….. – летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе».Эти яркие, удивительные по своей внутренней силе слова принадлежат Николаю Васильевичу Гоголю. Великий писатель видел в древних строениях отражение культурной жизни народа и справедливо сравнивал их со ступенями его будущего возвышения.
На небе солнце – и в тереме солнце,
На небе месяц – и в тереме месяц,
На небе звёзды – и в тереме звёзды,
На небе зори – и в тереме зори;
Всё в тереме по-небесному!

4. Недействующие и разрушенные храмы села Перемышля.
1.Храм в честь святителя Николая Чудотворца.
Николаевская церковь – каменный пятиглавый храм был построен в 1703 г. Боярыней А.Л. Нарышкиной в память о погребения её матери П.И. Раевской. До этого на его месте стоял деревянный храм во имя святителя Николая, при котором находился женский Резванский монастырь, существовавший в 1567 г.
В 1764 г. монастырь был упразднён, а храм обращён в приходский. В 1826 г. Прихожанами устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печёрских, а в 1845 г. – возобновлён придел во имя святителей Афанасия и Кирилла, епископов Александрийских. От древнего монастырского храма до 1917 г. сохранялись боевые часы на колокольне и деревянные врата с изображением преподобных Антония и Феодосия. Храм был закрыт в 1930 г. В 1961 г. он из-за своей ветхости уже не использовался и был снесён. И сегодня мы можем знать о его существовании только благодаря церковным книгам и документам.

2.Успенский собор.
Самый древний из дошедших до наших дней памятников Перемышля — Успенский собор — высится на холме за Пушкарским оврагом
(естественного происхождения) в районе Завершья. На планах города XVIII в. он указан стоящим на «старом городище», а площадка по другую сторону глубокого оврага, пересекающего Перемышль, где в свое время находился острог, именуется «новым городищем».
Наименования этих городищ, происхождение которых остается пока неисследованным, позволяет предполагать, что Юрий Долгорукий в период ожесточенной борьбы с князем Изяславом Мстиславовичем, во время своего пребывания в Козельске в 1146 и 1152 гг., заложил по соседству «город», одноименный южному Перемышлю. Разоренный, как и Козельск, татарами, а затем захваченный Литвой город, возникший, возможно, в XII в., был очевидно, заброшен. И только в XVI в., когда Перемышль окончательно отошел к Москве, его князья отстроили на «старом городище» укрепленную княжескую усадьбу и вскоре возвели здесь каменный собор.
Собор согласно записям церковных документов был построен в XVI в, позже неоднократно перестраивался и обновлялся.
Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась её повивальной бабкой, но едва выбравшись из пелёнок ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путём. Его основным принципом стало единство в многообразии.
Пятиглавый четырехстопный Успенский собор с сильно выступающими тремя апсидами, поставленный на высокий подклет, с трех сторон был окружен двухъярусной галереей. Наличие хор в западной части храма, где во время богослужения находился князь и его приближенные, доказывает, что собор не был городским, а относился к княжескому двору. Но позже читаем в церковных книгах: « Здание собора каменное, на подклете. К четырёхугольному четверику примыкают три алтарные апсиды, четырёхскатная шатровая кровля ранее венчалась одной главой, остальные четыре главы были сняты во время переделок, а первоначально собор был пятиглавым. Трапезная с северной части и южной стороны украшены портиками на четырёх колоннах. Колокольня имела колокола на каждом ярусе. Окна маленькие, древней архитектуры. В подклете находилась трапезная церковь в честь благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, в память упразднённого около 1790 – 1791 гг. деревянного Борисо-Глебского собора, располагавшегося поблизости. В 1825 г. в ней был устроен придел. В соборе находился древний резной чудотворный образ святителя Николая « Николая Можайского», особо почитаемый в народе».
Представьте, какое впечатление производил на простых горожан собор, его размеры, парадный вид. Он возвышается (даже сегодня) над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками. Убранство собора ещё больше впечатляло привыкшего к своему тесному жилищу простых посетителей, необыкновенная высота сводов, простор хор и галерей, а уж конечно не могли оставить равнодушными мозаика и фрески, покрывавшие храм внутри.
В течение своего четырехвекового существования памятник претерпел много искажений. В 1856 г была пристроена каменная трапезная, в 1784 г. сооружена трёхъярусная колокольня (он утратил боковые главы и галереи), Но и сейчас совершенно очевиден крепостной характер выдающегося произведения древнерусского зодчества. Узкие щелевидные окна с решетками подобны бойницам. Подклет, служивший надежным убежищем во время осады, перекрыт мощными сводами. Глубокие подвалы храма, куда князь, а позднее горожане прятали наиболее ценное имущество, спасая его от врагов и частых пожаров. Даже в 1782 г. здесь еще хранилась «уездного казначейства денежная казна».
От глади стен, расчлененных широкими лопатками в соответствии с композицией внутреннего пространства, веет суровой мощью; детали не отвлекают внимания от выразительных пропорций лаконичных объемов отдельных частей памятника. Множество тайн окутывают его историю
( истории про церковные клады, подземный ход).
Собор был закрыт в 1931 г. В 1961 г. в его здании действовал колбасный цех. В 1973 г. после реставрационных работ обрушились алтарная часть и четверик. Сохранившиеся колокольня и трапезная никем не использовались. Уже к 90-м.гг. собор начал разрушаться быстро и сегодня, несмотря на свою уникальность он в очень « плачевном» состоянии. И следующие потомки перемышлян уже будут только в книгах читать об этом уникальном произведении древнерусской архитектурной культуры.
Храмы – это часть нашей истории, которую, как известно, можно переписать, но нельзя переделать.
На груди двуглавого орла
Вещий смысл Великого Закона:
Воин, поражающий Дракона, —
Вечная борьба Добра и Зла.
Топчет конь увертливое Зло,
Бьет копье Небесного Мессии.
На груди измученной России
Это поле битвы пролегло.
Ю.Шевченко

Заключение.

Новый рубеж — 1000-летие Крещения Руси. Второе тысячелетие христианской истории России началось с поворота к православным святыням. Поруганные храмы, превращенные в руины монастыри, словно израненные воины, выигравшие страшную битву, возвращаются в нашу жизнь. Сегодня уже никого не удивляет, что храмы восстанавливаются буквально по кирпичику, а в иных местах и строят новые. И если XX век вошел в историю с недоброй славой разрушителя Храма, то, мы надеемся, что XXI — будет временем восстановления Храма.
Изучая собранные материалы, мы убеждены всё больше в том, что духовное наследие нашего села необходимо сохранить и возобновить. В условиях вседозволенности и широкой пропаганды насилия, распущенности и всевозможных пороков, воспитание через культуру, толерантность, милосердие, помощь людям, обретение Православной веры, всё это путь для становления, возвращения великого русского народа, частицей которого являемся мы — жители села Перемышль.
Ибо как уже было сказано без духовности нет Родины, нет человека с высокими мыслями, поступками и делами.

Но всякий, кто закладывал или будет закладывать камень в фундамент нового храма, должен помнить, что храм отличен от любой другой постройки. И не только своеобразием архитектурных форм.
«Церковь есть храм Божий, место священное, дом молитвы, собрание народа, тело Христово, имя Его… призывающее людей к покаянию и молитве, очищенное водою святого крещения, окрашенное честной Его кровию… Церковь есть земное небо, в котором живет и пребывает пренебесный Бог. Она служит напоминанием распятия и погребения и воскресения Христова… она преображена в патриархах, основана на апостолах, в ней истинное чистилище и Святое Святых, она предвозвещена пророками, благоукрашена иерархами, освящена мучениками и утверждается престолом своим на их святых останках. Церковь есть Божественный дом».
(Патриарх Климент).

Приложение к проекту.
В рамках работы над проектом нами было проведено анкетирование и обработаны полученные данные.
Анкета:
1. Какой храм Перемышля является одним из старейших?
2. Перечисли известные храмы с. Перемышль…
3. Есть ли на территории села действующие храмы?
4. Какое место известно святым источником?
5. Назовите один из старейших храмов села?
6. Как ты думаешь сколько в нашем селе было действующих храмов до революции и сколько существует в наши дни?

Выводы:
Проведя исследование и изучая литературу по данной теме, мы сделали следующий вывод, что современные школьники очень мало знают о православной культуре и истории своего края; основным источником получения сведений по данному вопросу является школа, а именно уроки истории, МХК, краеведения и внеклассная работа проводимая учителями. Неожиданным явился тот факт, что многие школьники хотели бы знать об этом больше, так как тема представляется им интересной.
Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упоение.

Пусть церковь, обезглавив силою,
Презренью предали вожди.
Ты крест, молитвой тайной сильная,
Держала крепко на груди.
Ещё на крест недавно шикали,
Пугали, как в ночи, сова,
А крест провинцию великую
Хранит, и ею Русь жива.
( С. Антонов).

Словарь терминов
Алтарь (от лат. «высокий жертвенник») — в христианской церкви место для священнодействия в восточной части храма, отделенное алтарной преградой. Алтарем называется также жертвенный стол — престол Бога.
Аспида (от греч. «свод») — полукруглый, граненый или прямоугольный в плане выступ здания, перекрытый полукуполом. В храмах — алтарный выступ, ориентированный на восток
Барабан — венчающая часть здания, имеющая цилиндрическую или многогранную форму и несущая на себе купол (главу). Барабан с окнами называется световым.
Канон — совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы изображений, пропорций, композиций, колорита. Каноном называют также произведение, служащее образцом.
Консоль — архитектурная несущая конструкция: закрепленный в стене или на столбе камень, конец балки и предназначенный для поддержания карниза, колонны и т.п.
Конха (от греч. «раковина») — полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания: ниш, апсид.
Литургия — главнейшее церковное богослужение, в отличие от утрени и вечерни, являющих собой общую молитву. Центральный момент литургии — таинство евхаристии (греч. «благодарение»). Прообразом литургии стали события Тайной Вечери, когда Христос заповедал ученикам (и всем людям) причащаться в память Его жертвы хлебом и вином, мистически воплощающими жертвенную плоть и кровь Христа.
Тромпы — треугольные нитеобразные сводчатые конструкции (в форме части конуса или купола), применяемые как переход от квадрата основания к круглому очертанию купольной части.
Фриз — декорированная полоса, проходящая по краю широкой поверхности — стены, пола, ковра.

Литература.
1.Введение во храм. АО «Славия» Санкт-Петербург.,1997г.
Н.В. Мальцев, протоиерей Александр Прокофьев,В.А. Булкин.
2. Земля Калужская – земля святая под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента(Капалина). – М.,ОЛМА –ПРЕСС,2003.
3. Искусство Древней Руси. Москва «Просвещение».,1981.
4. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужской епархии(Сост. Архим. Леонид(Кавелин). Калуга ,1876 г.
5. Калужский епархиальные ведомости .
6. Комиссаров В. Православные храмы Калуги. Калуга: Издательство Н. Бочкарёвой ,2000г.
7. Сквозь века….: Материалы 2-й городской краеведческой конференции. Калуга, 1999 г.
8. Газета «Наша жизнь» за 11 марта, 2009г. статья «Перемышль Православный от гонений к возрождению»(летописный очерк).,
9. «Наша жизнь» за 3 июня 2009г., «Перемышль Православный от гонений к возрождению».
10. «Наша жизнь» за 21 апреля 2009г .. «Перемышль Православный от гонений к возрождению».
11. «Наша жизнь» за 26 февраля 2011г., «Успенский собор». Автор Котуранова
Н.Н. преподаватель Воскресной школы при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

(5483)

3 ответа на Храмы моего села.

  1. Ольга Фармаковская

    Здравствуйте, уважаемые! Я являюсь праправнучкой Раевского Петра Андреевича. Хотелось бы узнать о своем родственнике побольше. Знаю совсем немного из его биографии.

  2. Ольга Фармаковская

    Знаю биографию и судьбу сына Петра Андреевича, Раевского Павла Петровича, моего прадедушки. Есть фотографиии. Также меня интересуют родственники Марии Николаевны Алексеевой, по мужу Раевской. Тоже знаю ее судьбу. Тоже есть фотографии.

  3. Татьяна

    Добрый день! В нашем храме служил батюшка Василий Раевский. Имеет ли он отношение к тем людям, о которых говорится выше — Петра Андреевича Раевского, Павла Петровича? Было бы интересно узнать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *