Где живёт Святая Русь?

В русских святых обителях — храмах и монастырях — вся духовная суть нашей державы и нашего народа, призванного Богом хранить веру православную. Колокольный звон веками разливался по Святой Руси. И в этих чудесных звуках жила и пела душа русского народа.

Московско-Киевский тракт, по нему тысячами шли во все эпохи русские богомольцы в Киев. К Пресвятой Богородице Печерской и Киево-Печерским преподобным. Дорога из Калуги в Козельск. По пути — Перемылил», некогда средневековый город стратегического значения. Сейчас это средненькое сельпо, почти обезличенное давно ушедшей советской властью. Оставила свои мрачные следы богоборческая система…

И всё же радость и восторг вызывают величественные русские просторы до синего горизонта благословенной Калужской земли. Три монастыря близ Оки в месте, где стоит Перемышль». Спас-на-Угре (Воротынский монастырь), Лютиков Троицкий и бывший Шаровкин монастырь Пречистой Богородицы близ Перемьшля. А в триднати километрах отсюда — город Калуга на крутых берегах Оки. Вплоть до XVII века, до воссоединения России с Украиной, Калуга была стратегической крепостью Московского княжества и царства. Здесь в калужских просторах незримо присутствует какой-то особый монашеский дух. Ведь, по одной из версий, на территории древней Калуги жили монахи, которых по- гречески называли калугерами — от слова «кало герое» — добрый старец, монах, инок. Отсюда и название города.

Похожая история и с названием одного небольшого села в Калужской области — Корекозево. «Кара коз» — «черный монах» в переводе с тюркского. Некоторые полагают, что именно такое значение имеет название села, расположенного рядом с Перемьпплем.

В XVII веке Корекозево населяли крепостными крестьянами Лютикового Свято-Троинкого монастыря, как и некоторые другие сёла в округе. Сёла и земли — дары монастырю князей Воротынских. До революции и особенно в XVII веке это был богатый монастырь, влиявпнш на судьбу Калужского края и его жителей.

Большой поклонный крест у дороги через Корекозево. Здесь поворот к месту разрушенного в 1930-е годы Свято-Троицкого Лютикова монастыря. Величественная обитель стояла на небольшом возвышении, почти касаясь своей колокольней облаков над синей стремниной русской реки Оки.

Образ монастыря впечатлял всех, кто видел его с дороги. В благоуханиях Святой Руси белая крепостная стена с четырьмя круглыми башенками. За стеной церковь Святой Живоначальной Троицы с усыпальницей бояр Хитрово. Шатровая колокольня с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы. Колокольный звон густыми волнами доплывал до самой Калуги. Богатая ризница, состоящая из драгоценных даров бояр и князей, одна из лучших библиотек со знаменитой историей монастыря, запёчатлённой в его Уставе, летописях, — всё это ушло, разрушено, разграблено, уничтожено.

Знаменитый Свято-Троицкий монастырь заложен ещё в XVI веке. По одним данным в 1559 году, по другим — в 1504. Его основателями и ктиторами были князья Воротынские. 

Поскольку владения литовских князей Ольгерда и Витовта доходили почти до Оки, т Воротынские какое-то время служили Литве. Будучи православными, радеющими за укрепление истинной христианской веры, князья Воротынские перешли в служение московскому князю. В своих владениях они основали несколько православных монашеских обителей. Это были драгоценные дары Богу от представителей высшего сословия русского народа. Тогда аристократия глубоко чувствовала свою ответственность перед Творцом за вверенную им землю и народ… Троицкий Перемышльский монастырь называли Лютиковым по прозвищу главного смотрителя за строительством обители. Монастырь посещал в период опричнины царь Иоанн Васильевич Грозный. В уставе монастыря было положено монахам особо чтить дни памяти князей Воротынских и царя Иоанна. На старой чёрно-белой фотографии шатровая колокольня-храм Троицкого Лютикового монастыря. След великой воинской эпохи Руси, вынужденной в неблагоприятных условиях обороняться от угроз с Востока и Запада. Древние каменные шатры-свечки со скромными луковками стоят на местах особого воздыхания русского народа к Богу перед битвами или на местах воинских подвигов, в благодарность Господу за победы и освобождение от врага. Эти же русские шатровые купола в Коломенском. Шатровый храм-октогон в Воротынском Спасо-Преображенском монастыре, возведённом в память о стоянии на реке Угре в 1480 г. и отступлении хана Ахмата. И ещё шатровый храм на месте остановки Грозного царя в Муроме во время его похода. И в кремле Нижнего Новгорода. Покровский храм в Александровской слободе. Самый знаменитый храм России на Красной площади — Покрова на Рву в честь взятия Казани — в основе своей шатровый. Так же, как и шатровая колокольня с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы в Лютиковом Троицком монастыре. Многие наши монастыри и храмы средневековой эпохи — благодарность деснице Божией давшей в удел русскому народу столь обширные территории.Не удивительно ли, что Русь расширялась вопреки обстоятельствам? Обречённая на отражение постоянных набегов, союзов, заключаемых против неё, она прирастала новыми землями. Однако так был о, пока русские не разучились славить Бога, пока старались благодарить его, возводя монастыри и церкви…

Сейчас на поруганной земле бывшего Лютикового монастыря ничего нет — ни храма-шатра, ни Троицкого собора, ни крепостной стены с круглыми башенками. Всё это разрушено духовными потомками французской революции, самозваными лжеучителями, захватившими Божий виноградник — Святую Русь — и жестоко использовавшими её силы в строительстве «земного рая». С дьявольской ненавистью и цинизмом уничтожали большевики наши святыни. Храмовый камень Лютикова монастыря дробили для обустройства взлётно-посадочной полосы аэродрома под Перемышлем. Старинные колокола раскалывали, распиливали, вместо церквей сделали силосные ямы. А камни монастырской стены распределялись председателями колхозов между местными жителями для хозяйственных построек. Чудотворный источник засыпали строительным мусором оставили в безвестности могилы убитых монахов…

Архимандрит Леонид (Кавелин), оптинский постриженик дворянского рода, издавший в XIX веке множество монографий по истории калужских монастырей, рассказывает в своей книге, что Лютиков монастырь был родовой усыпальницей бояр Хитрово. Этот христолюбивый род происходил из татар, выехавших в XIV веке из Орды в Рязанский край и принявших крещение. Сама фамилия Хитрово происходит от имени Едуган — хитроватый.

Боярин Богдан Матвеевич Хитрово (1615-1680), государственный муж, основатель города Симбирск, строитель Засечной полосы — природных фортификаций от набегов врагов, руководитель Оружейной палаты при первых Романовых. Боголюбивый государственный деятель, свою жизнь посвятивший служению монастырю Святой Троицы. Однако погребён Богдан Матвеевич в столичном Новодевичьем монастыре, в одном из приделов Смоленского собора радом с царевнами, знатными боярами и дворянами.

В Смутное время богатый Лютиков монастырь много раз разорялся, так же как и другие обители вокруг Перемышля, который захватывался врагами, грабившими округу. В 1613 году архимандрит Савватий, настоятель Лютикова Троицкого монастыря, подписал в Москве грамоту об избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова. С избранием на царство Романовых приходит расцвет и благоденствие обители в XVII веке.

Среди множества святынь в Лютиковом монастыре была чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», присланная с Афона иноком Пантелеимонова монастыря, родом из соседнего села. Икона сразу же прославилась множеством чудес. Богомольцы со своими просьбами шли сюда потоком. Даже во время пожаров, которые несколько раз случались здесь, монахи выносили святой образ и огонь не причинял никакого вреда обители…

После церковной реформы Лютиков стал второклассным монастырём, лишившись своих земель и заливных лугов у Оки. Последовало запустение духовное — суета, упадок монашеской жизни. А затем — период Оптинского подъёма. До революции последним игуменом Лютикова монастыря стал воспитанник Оптиной пустыни отец Герасим.

Сегодня возрождение не только Лютикова, но и других калужских монастырей духовно связано с Оптиной. Православные знают, что с благословения владыки Климента, митрополита Калужского и Боровского, и святыми молитвами известного во всём православном мире Оптинского старца схиархимандрита Илия (Ноздрина) подымаются на Калужской земле разрушенные стены древних монастырей, появляются новые храмы и монастырские обители.

Незримая связь Лютикова монастыря с благословенной Оптиной даже в том, что настоятелем обители назначен иеромонах Зосима (Ветров), воспитанник и постриженик Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Монастырь не умирал все эти годы. Не было стен, не было монахов, но незримо стоял ангел, данный Господом при основании святой обители.

Недавно Русской Православной Церкви была передана земля, на которой до революции располагался Лютиков монастырь. Идея его восстановления появилась ещё в 1990-х годах у некоторых из оптинских братьев. Тогда не было возможности вернуть землю, которая находилась в частном владении. Епархия поставила крест на повороте у села Корекозево, и добрые люди установили совсем скромную часовню-избушку в память о святыне. Теперь по благословению владыки нужно в кратчайшие сроки возвести каменный храм и начать молитву на святом месте.

Сегодня требуется серьёзная помощь в восстановлении Лютикова монастыря. И это лишь выражение того, что старинная обитель нужна нам — православным. Отдавая свой труд или часть своего достатка ради Божьего храма, мы спасаем самих себя, свои души и свою Россию.

…Поднимутся монастырские стены и засияют купола над русской рекой Окой в густых травах. Будет вновь стоять мощная духовная крепость Святой Руси — Лютиков монастырь. Надо только любить Бога и своё Отечество так, как любили наши православные предки.

Игорь Анатольевич РОМАНОВ Владислава Николаевна ФИЛЯНОВА Опубликовано в журнале «Русский дом» № 2015г.

(61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *