«ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА». ЧТО МЫ ПРАЗДНУЕМ?

«ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА». ЧТО МЫ ПРАЗДНУЕМ?

Cодержание:

Что мы празднуем?

Как появляются новые праздники.

Святой Валентин в православных Святцах и католическом календаре.

Покровители влюбленных – святые Петр и Феврония. 

В последние годы у нас широко стал отмечаться “день святого Валентина”. Открытки-валентинки с изображением сердец, всевозможные сувениры с надписями типа “я люблю тебя”, особенно в канун дня 14 февраля, буквальнонаводняют прилавки – предприимчивые дельцы из всего пытаются извлечь выгоду.

Молодые люди дарят друг другу конфеты-сердечки и другие предметы с изображением сердец, целующихся птиц и маленького крылатого Купидона, признанного символом дня святого Валентина.

Так кто же такой этот Валентин и почему вдругв последние годы 14 февралямногие молодые люди поздравляют друг друга в его честь с “Днем влюбленных”?

Средства массовой информации упорно насаждают нелепую “традицию” непрошенного “праздника”, ссылаются на легенды о некоем епископе Валентине, якобы “покровителе всех влюбленных”. Но есть ли в действительности у “дня Валентина” христианские корни?

В православных святцах святых Валентинов много. Почти все мученики: св. мученик Валентин Доростольский (память 7 мая), он пострадал примерно в 230 г. Священномученик пресвитер Валентин Римлянин (память 19 июля), принявший смерть за Христа около 270 года; известен священномученик епископ Валентин Интерамский (Италийский), пострадавший примерно в то же время… Есть еще равноапостольный Валентин, один из первых христианских миссионеров Южной Германии, трудившийся в V веке. Есть даже святая мученица Валентина родом из Кесарии. пострадавшая в 308 году.

Католическая традиция (святого Валентина приписывают больше католикам) не связывает возникновение “дня святого Валентина” ни с одним из святых, память которых совершается в этот день.

Скорее всего праздник Валентина явился отголоском греко-римского праздника в честь любвеобильного бога Пана. Его обычно раньше отмечали 15 февраля, но в 496 году папа Римский запретил подобные празднества.

Так что праздник этот, берущий начало от блудных игрищ в честь языческого бога Пана, никогда не имел церковного статуса ни в Православной, ни в Римо-католической Церквях. Его пытаются выдать за “день святого” – точно так же, как главный праздник сатанистов Хэллоуин пытаются прикрыть “днем всех святых”.

В современном западном мире, как известно, празднуется все, что угодно. Потому неудивительно, что с падением “железного занавеса” такие “праздники”проникли на территорию постсоветских государств.

Удивительно наше стремление низкопоклонствовать всему, что приходит с Запада. Между тем, если разобраться, своей популярностью этот праздник обязан прежде всего массовым рекламным компаниям фирм — производителей подарков, зарабатывающих на памяти т.н. “святого Валентина”баснословные прибыли.

А ведь молодым людям, православным христианам, надо бы знать, что у влюбленных на Руси есть свои покровители – святые благоверные Петр и Феврония, чтимые русской Православной Церковью.

История святых Петра и Февронии

День памяти этих святых покровителей новобрачных и особенно молодых семей – 8 июля по новому стилю.

Житие святых Петра и Февронии было впервые обнародованов 40-е годы XVI века псковским священникомиеромонахом Еразмом. Кстати, его прежде даже изучали на факультете журналистики наряду со “Словом о полку Игореве”.

Эта древняя история рассказывает про крестьянскую девушку Февронию, которую полюбил муромский князь Петр.

Несмотря на все запреты, он женился на ней, но законный этот брак не одобрила московская знать. И хоть молодых преследовали, всячески унижали, они правили в Муроме не яростью, а кротостью, не ложью, а правдой. Для подданных своих были как отец с матерью. Пребывая в непрестанной молитве, для всякого находили они доброе слово, насыщали голодных, одевали нагих, принимали странников.

Лишь об одном просили Бога: чтобы умереть им в один день и час, и завещали похоронить их в одном гробу.

Предчувствуя жизненный предел, остаток дней своих князь и княгиня решили провести вдали от мирской суеты.

Приняли монашеский постриг, и назван был Петр –Давидом, а Феврония – Ефросиньей.

Впервые за многие годы супружества разлучились они: Петр стал жить при Богородичном храме в городе, а Феврония – в загородном женском монастыре.

Вскоре Петр заболел и сообщил Февронии, что вот-вот умрет. Она послала мужу весть, что готова умереть с ним в один день и час. И, помолившись, “отдали они оба святые души свои в руки Божии …” в один день и час.

Петра похоронили в соборной церкви Пречистой Богородицы, Февронию – в загородном женском монастыре, в церкви Воздвиженья Честного и Животворящего Креста.

А поутру люди увидели, что гробы, в которые их положили, пусты, а святые тела их находятся в городской соборной церкви Пречистой Богородицы в общем гробе…

Снова перенесли тела и уложили их в отдельные гробы. Но на следующее утро вся история в точности повторилась.

“И не смели их трогать больше, и похоронили вместе…”

Эта замечательная история любви и верности наших предков — трагическаяи возвышенная — не может не тронуть душу.

Почитание святых Петра и Февронии, молитвенное обращение к ним молодых (и немолодых) супружеских пар, парней и девушек, собирающихся только связать свою жизнь друг с другом, еще с XII столетия было широко распространено на Руси.

И святые отзывались (и отзываются!) на сердечную молитву, всегда приходили (и приходят!) на помощь в трудных обстоятельствах семейной жизни.

По сей день мощи святых Петра и Февронии почивают в г. Муроме в одном гробу…

Любовьсегодня для многих молодых людей — не возвышенные чувства, а похоть и блуд, что с циничными подробностями пропагандируютпродажные средства массовой информации.

А мы глотаем наживку, не задумываясь, что происходит подмена понятий, с легкостью соглашаемся на всякие “новинки”, неизвестно из какого мутного потока импортированные.

История любвисвятых Петра и Февронии так трогательна и душевна, что поневоле задаешься вопросом: почему в школах ее не знают наши дети, почему сегодня молодежь и студенты наслышаны о непонятном “святом” Валентине, а о святых родной земли ничего не знают?

Давайте же интересоватьсясвоими православными традициями, любить и придерживаться их!Пусть эти традиции не рекламирует телевидение, о них не часто пишут в газетах, но именно на них стоит наша земля, зиждетсявсе еще не сломленнаядуховная культура нашего народа.

Православный День влюбленных (День памяти свв. Петра и Февронии) отмечается без всякого внешнего антуража. У нас не принято дарить в этот день подарки в форме сердечек или устраивать вечера при свечах,всевозможные шоу и кричать о любви.

Православные христиане в этот день молятся в церкви и просят у Бога о большой и истинной любви. Той любви, которая укрепит семью, а значит, нашу Державу, воодушевитнас на дела добра, на то, чтобы нести свет и радость людям.

Помоги всем нам, Господи!

Дополнительный материал:

Между шабашем и молебном (по поводу празднования дня св. Валентина)

В советские, доперестроечные времена самыми трудными, вернее — самыми страдными днями в жизни работников торговли были дни (не считая Нового года) дни празднования даты рождения Советской Армии и 8-е Марта..

В предпраздники с прилавков сметалось все, включая подтяжки и консервные ножи. Давились в очередях за одеколоном и вазочками, с победным видом проходили по улицам с окоченевшими хвостиками мимоз. В учреждениях в эти дни произносились речи и раздавались грамоты и подарки. После окончания праздничной эпидемии, в душах поселялось умиротворение, а в магазинах — сонное затишье. До следующего года. Так мы отмечали день мужчины и день женщины, хотя эти даты имели другую подоплеку. Обойдя молчанием День Советской Армии (в каждой семье есть защитник Отечества и проявление внимания к нему, даже столь авральное, похвально), скажу несколько слов о Международном женском дне, поскольку он имеет непосредственное отношение к теме нашего сегодняшнего разговора.

Празднование 8 Марта было узаконено в 1910 году на конференции социалисток по предложению пламенной революционерки Клары Цеткин. В России он вступил в свои права в 1913 году и отмечался преимущественно теми же революционно настроенными дамами, жаждущими эмансипации и свобод.

В православной России в это время начинался Великий пост, и пир по поводу любого международного акта считался неуместным. Тем более что выбор даты не был простой случайностью. Древние римляне в этот день отмечали день жриц любви, гетер, или проституток, в переводе на современный язык.

Наши братья и мужья, невольно участвуя в некоем двусмысленном ритуале, конечно же не подозревали, на чей «алтарь» они несли цветы. Несли и несут, несмотря на то, что «Восьмомарт» утерял свое былое магическое значение. Жажда праздника, в его житейском застольном понимании не утихает в наших душах, поэтому на смену потускневшим идолам эпохи приходят другие, разукрашенные и разрекламированные.

Несколько дней и ночей на экранах всех телеканалов, в эфире всех радиостанций и на страницах общественной прессы бушевало пламя любовного пожара. Всех призывали под старую дудочку плясать новый танец под кодовым названием «День святого Валентина».

Для неискушенного слуха название мероприятия звучит весьма притягательно: не просто день, и не просто Валентина, а именно святого… «Чего еще нужно этим ханжам от Православия?» — негодуют наши изголодавшиеся по вниманию и нежности Золушки и принцы.

К сожалению, большинство наших неоязычников понятия не имеет о том, кто такой священномученик Валентин, когда он жил и за что был предан казни.

А случилось это событие в 273 году новой эры в италийском городе Интерамна при императоре Аврелиане. Епископ Валентин изумлял современников не только своей ученостью и делом врачевания неизлечимо больных, но и своей святой жизнью.

Он был казнен по приказу градоначальника Леонтия за проповедь христианской веры и отказ поклониться языческим идолам.

Так что же празднуют ныне поклонники так называемого дня св. Валентина?

Западная пресса утверждает, что римский епископ Валентин заплатил жизнью за отказ подчиниться требованию императора — не сочетать браком мужей «призывного» возраста с их избранницами.

Скорее всего, это лишь домысел, так как исторических свидетельств на этот счет нет, и звали святого не Валентин, а Валент, и память его совершается не 14 февраля, а 6-го июня. Более о нем ничего не сказано.

Легенда о том, что святой Валентин (или Валент), находясь в узилище, влюбился в дочь тюремщика и писал ей любовные записки, подписывая их «твой Валентин» не выдерживает никакой критики.

Человек, облеченный саном высшего духовного лица в иерархии христианской церкви, не мог (не нарушив обета) вести себя подобным образом, иначе он рисковал не только лишиться сана, но и подвергнуться отлучению от церкви. А он, как известно, тоже причислен к лику святых.

Согласно документам, от церкви отлучен только один римский священнослужитель по имени Валентин, и за дела, далекие от лирики. Этот самый Валентин, живший в царствование Антонина Пия (138-161 гг.и.э.) бросил истинное учение, обидевшись на то, что его обошли назначением, и начал проповедовать свои еретические суждения, за что и был извержен из сана и отлучен от церкви. Никто его не пытал и не казнил. Умер он в изгнании на острове Кипр.

Где же зарыта собака? По всем предположениям, следы ведут в Англию, хотя к Риму имеют самое непосредственное отношение. Римские завоеватели, захватившие в начале 1 века туманный Альбион, посвятили и вовлекли коренных жителей в ежегодное и повсеместное празднование языческого культа плодородия, то есть культа плотской любви. Этот день отмечался согласно исторической справке, именно 14 февраля.

Спустя столетие после того, как римляне покинули Англию, праздник «прибрал к рукам» римский папа Геласий. Упразднив своим вердиктом от 496 г.н.э. языческий культ, он повелел считать праздник христианским днем любви (возможно еще и потому что имя Валентин переводится не только как сильный и крепкий, но и любимый). Одним словом, темна вода во облацех…, тем более, что до 1582 года в христианском мире действовал единый календарь, и день памяти священномученника Валентина, пострадавшего за веру Христову, отмечается 30 июля, а никак не 14 февраля.

Что. же касается светской стороны вопроса, то день любви, с легкой руки папы Геласия, названный днем св.Валентина, отмечался в Англии уже во времена короля Генриха VIII, который утвердил его в статусе государственного праздника своим королевским указом.

Увы, наша невежественность и малообразованность, расшатанное национальное самосознание приводят к тому, что мы наивно, как дети, покупаемся на эту привнесенную извне сомнительную идейку.

А ведь в нашей русской истории есть действительные образцы высокой любви, такие как св.Петр и св. Феврония, или более близкая нам по времени св.Ксения Петербургская, которая, беспокоясь о загробной участи своего мужа, приняла на себя подвиг юродства.

Если же так хочется праздника нецерковного, назовите его просто днем влюбленных, не примешивая к этому ни в чем не повинного мученика Христова.

Валентина НЕВИННАЯ.

(105)