Калужская икона Пресвятой Богородицы

qeH8JКалужская чудотворная икона Пресвятой Богородицы является главной святыней Калужской епархии (празд. 2 сент., 12 окт.). Обстоятельства явления иконы и чудеса от нее изложены в рукописном Сказании, хранившемся в библиотеке Калужской семинарии. Его составитель, прот. Арсений Иоаннов из с. Бояновичи (Буяновичи) Жиздринского у. Калужской губ. (ныне Хвастовичского р-на Калужской обл.) приступил к сбору сведений «от достовернейших свидетелей или от ближайших родственников тех, кои удостоились благодати исцеления, или от самих тех, над коими совершились чудеса, из коих некие почища, а некие пребывают доселе» (Сказание. 1895. С. 5. Примеч.) по благословению Филарета (Амфитеатрова), еп. Калужского и Боровского (1819–1825), т. е. не ранее 1820 г. Изыскания были окончены к 1834 г. и рукопись отправлена на рассмотрение и одобрение Никанору (Клементьевскому), еп. Калужскому и Боровскому. Первая публикация Сказания вышла в свет спустя 30 лет при архиеп. Григории (Митькевиче) в 1863 г. в Калужских ЕВ, отдельное издание — в 1895 г.

Согласно Сказанию, икона была обретена в 1748 г. в с. Тинькове (ныне Ферзиковского р-на Калужской обл.) в доме помещика Василия Кондратьева Хитрово. Две «дворовые девицы» разбирали на чердаке старые вещи. При этом одна девица, «скромная и целомудренная», пыталась урезонить подругу Евдокию Григорьеву, к-рая не отличалась «девическою скромностью» и во время работы, не унимаясь, говорила непристойные слова. Среди рухляди благочестивая девица обнаружила свернутый холст. Развернув, она увидела на нем изображение Девы в темном одеянии с книгой в руке. Девушка решила, что это портрет некой игумении, читающей монашеское правило, и пригрозила Евдокии, что если та не замолчит, то сама игумения накажет ее своим гневом. Бесстыдная же девица плюнула на лик со словами: «Вот как боюсь я твоей игуменьи». Но едва успела договорить, как упала без чувств, с пеной у рта. Благочестивая девица доложила хозяину о случившемся, ее полумертвую подругу перенесли вниз и положили «под святые иконы». В следующую ночь к родителям Евдокии явилась Царица Небесная и сказала, что «дочь их оплевала лик не монахини, а Богородицы». Она велела отслужить молебен перед найденной иконой и окропить Евдокию св. водой. После совершения сказанного «больная встала и сделалась по-прежнему здоровой» (Там же. С. 6–7). О чудесном событии стало известно окрестным жителям. Хитрово украсил икону ризой и, хотя поставил ее в своем доме, разрешил доступ к ней всем желающим.

В Сказании приведены 25 чудес от иконы (Там же. С. 7–18). Первые 2 чуда произошли в доме Хитрово, в обоих случаях больным являлась Богоматерь с велением обратиться с молитвой к Ее иконе. Так исцеление получили слуга Прохор, страдавший от глухоты (чудо 1) и тяжело больная дочь Хитрово, к-рой по уверению врачей не оставалось надежды на выздоровление (чудо 2).

После чуда с исцелением дочери помещик побоялся держать святыню у себя в доме и передал ее в ц. Рождества Пресв. Богородицы («что на реке Калужке») принадлежавшего ему с. Калужка (ныне в черте Калуги), находившегося менее чем в километре от Тинькова, где не было храма. Своим потомкам Хитрово завещал икону из церкви в Калужке не забирать.

В 2-х чудесах, случившихся вскоре после перенесения иконы в храм, подчеркивается, что место, в к-рое указывала идти страждущим Богородица, было им неизвестно, причем оба раза это были жители Калуги. В одном случае старец, чей сын страдал от язв, заготовил для долгого пути много сухарей, но, вышедши за город пришел в Калужку в тот же день; сын его после молитв исцелился (чудо 3). В др. раз мещанин Иван Дмитриев Воробьёв с супругой, чьи дети умирали после рождения, обошли неск. храмов на р. Калужке, но не найдя нужного, вернулись домой. И только после 2-го явления Богородицы, сказавшей, что надо искать храм в честь Рождества, они нашли икону и, помолясь перед ней, благополучно родили дочь Анну (чудо 4).

В большинстве случаев (чудеса 1–4, 7, 8, 13, 15, 21, 22) страждущим являлась «в сонном видении» Сама Богордица с велением прибегнуть за помощью к ее иконе в Рождественской ц. в Калужке. Так, исцеление получили: от расслабления житель Калуги Петелин (чудо 5); в 1753 г. от слепоты 5-летний сын Мясоедова Николай (чудо 6); наказанные слепотой родственники именитого помещика из г. Новосиля, к-рый не расплатился за припасы с диаконом храма в Калужке Иаковом Ивановым (чудо 7); от расслабления помещик из Смоленска (чудо 8); от расслабления житель Калуги Петр Иванов Фурсов (чудо 9); в 1782 г. от расслабления помещик из Алексина Федор Иванов Исаков (чудо 11); от расслабления калужанин Гавриил Акимов Бутнев (чудо 12); от продолжительной болезни на пороге смерти помещица Мария Кар (чудо 14); от «одержимости лихорадкой» девица Евдокия Фёдорова из с. Згомони Медынского у. Калужской губ. (чудо 15); в 1810 г. дочь тульского помещика Ивана Михайлова Желябовского (чудо 16); в храме во время богослужения жительницы Тулы девица Варвара Данилова (чудо 17) и Мария Афанасьева (чудо 18); калужанки Матрона Токарева и Анна Щеглова, наказанные тяжелой болезнью из-за сомнений в чудотворности иконы, но раскаявшиеся (чудо 20); «одержимая несколько лет злым духом» крестьянка Мелания Иванова из дер. Анишино Венёвского у. (чудо 21); ослабевшая от болезни жительница Тулы Вера Данилова (чудо 22); во время крестного хода от пьянства мещанка из Жиздры Устинья Фёдорова (чудо 23); от расслабления девица Елисавета Фалеева из Калуги (чудо 24); от тяжелой болезни помещик Александр Гаврилов Павлов из Алексина (чудо 25).

Чудо 13 примечательно тем, что Богородица называет Себя «Охранительницей г. Калуги» в явлении в 1791 г. женщине по имени Христина при Лужецком мон-ре близ Можайска. Богородица повелела Христине прекратить отношения с подругой «неодобрительного поведения», та последовала совету; впосл. она приняла монашеский постриг в московском Никитском мон-ре с именем Магдалина и каждый год из Москвы ходила к иконе в Калужку. Два чуда приведены в Сказании в связи с заступничеством Богородицы через свою икону за Калугу. Так, в 1771 г. во время моровой язвы жители Калуги просили архим. Никодима из Лаврентиева мон-ря принести из Калужки икону, 3 дня ее носили крестным ходом вокруг города, и чума отступила (чудо 10). В 1812 г. Калуга была спасена от нашествия французов (чудо 19).

Составитель Сказания подытожил перечень чудес заключением, что «много было и еще чудес, остающихся в неизвестности» (Сказание. 1895. С. 18), а чудотворная икона была прославлена во мн. списках, к-рые были «едва ли не в каждом храме» Калужской губ. Один из списков, о к-ром сообщает Сказание был заказан алексинским помещиком Павловым и поставлен у него дома.

Размер чудотворной иконы — 1 аршин 12 вершков Ч 1 аршин 6 вершков. Ок. 1753 г. она была украшена серебряным окладом на средства Петелина в благодарность за исцеление.

До нач. XX в. икону устойчиво называли «Калуженской», по месту пребывания в с. Калужка (параллельно существовавшее название «Калужская» окончательно утвердилось, видимо, после 1812). В документах 1-й четв. XIX в. встречается ее наименование «плач Божией Матери» (в т. ч. в письме наследника Хитрово — ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 2052. Л. 27 об.; см. также: Извеков. 1894. С. 6), видимо, по скорбному выражению лика Богородицы на иконе. Еще одно название — «Явленная» — не столько напоминает о факте обретения иконы, сколько служит эпитетом, отражающим ее глубокое почитание. После передачи К. и. Хитрово в храм с. Калужка, у села возникло 2-е название — Явленное. Приношений к иконе было столько, что на эти пожертвования «тщанием» Хитрово на месте деревянного храма Рождества Богородицы в с. Калужка в 1760 г. была поставлена каменная церковь с тем же посвящением.

Отдельная страница истории К. и. связана с событиями Отечественной войны 1812 г., когда Калуга являлась важным стратегическим пунктом — «складом» продовольствия действующей армии и местом, куда стекались резервные силы. При формировании Калужского ополчения Евлампий (Введенский), еп. Калужский, летом 1812 г. отслужил со всем калужским духовенством молебен перед К. и., перенесенной в эти дни из Калужки в Калугу. После приказа М. И. Кутузова об отступлении рус. войск из-за значительных потерь с позиций при с. Бородине Калужская губ. попала в зону возможной оккупации. Еп. Евлампий благословил совершать всем миром крестные ходы с К. и. вокруг Калуги. 10 окт. французы заняли и опустошили Боровск, затем подошли к Малоярославцу. 12 окт. под Малоярославцем состоялось сражение. В ожидании его исхода калужане, оставив дома, перебрались на правый берег р. Оки и укрылись в Ромодановских оврагах. В эти часы чудотворная икона, перед к-рой, как сказано в Акафисте Калужской иконе, молился еп. Евлампий (кондак 4), очевидно, находилась в храме Рождества Богородицы с. Ромоданова. Именно с заступничеством Богородицы через Ее св. икону связывают то, что враг не вошел в Калугу, а начал отступление по Смоленской дороге. Пленные французы, бывшие в походе под Малоярославцем, свидетельствовали о том, что «они были побеждаемы русскими тогда, когда видели эту именно икону Пречистой Богородицы, именуемую Калужской, в воздухе стоящую» (Казанский. 1900. № 2. С. 38). Такого же видения иконы, стоящей в воздухе и окруженной небесными силами, удостоилась крестьянка гр. Разумовского Параскева Алексеева (Поселянин. 1909. С. 560). Об чуде было доложено имп. Александру I.

8 мая 1813 г. калужане, видя в Калужской иконе свою избавительницу, обратились к еп. Евлампию с прошением оставить икону навсегда в Калуге. Еп. Евлампий поддержал намерение горожан и в послании к Калужской городской думе высказал пожелание определить местом дальнейшего пребывания К. и. Троицкий собор Калуги (Извеков. 1894. С. 3–4), где в то время проводились работы по внутренней отделке. 29 апр. 1813 г. губернатор Калуги П. Н. Каверин распорядился «для чудотворной Богородичной Калужской иконы сделать по левую сторону иконостаса место» (ГА Калужской обл. Ф. 49. Оп. 1. Ед. хр. 50; Ед. хр. 42. Д. 151; Ф. 32. Оп. 19. Ед. хр. 161. Л. 33, 39). 17 июля того же года был получен указ Святейшего Синода с разрешением о пребывании «навсегда» К. и. в соборе Калуги «с тем, чтоб в церкви села Калужки вместо сей иконы поставлена была с оной копия» (Извеков. 1894. С. 6). К нояб. 1813 г. чудотворная икона уже находилась в Троицком соборе, но без рамы и киота, на простом «подмостке», как то следует из обращения еп. Калужского и Боровского Евгения (Болховитинова) к предводителю калужского дворянства В. И. Тимирязеву о необходимости сооружения для иконы «хорошей работы киота», епископ призвал калужских граждан внести посильную лепту (как и он сам), т. к. «украшение сие принадлежит к чести не только иконы, но и самих Калужских граждан», по желанию к-рых икона была оставлена в городе (ГА Калужской обл. Ф. 260. Оп. 1. Ед. хр. 185, 9 нояб. 1813 г.; повторное обращение с просьбой о пожертвованиях — 18 сент. 1816 г.). Пожертвования на устроение киота и украшение К. и. вносились вплоть до освящения Троицкого собора в 1819 г., правый (южный) придел к-рого был посвящен Калужской иконе Божией Матери. Там же, с правой стороны перед иконостасом, был установлен киот с К. и. К 17 апр. 1815 г. московским архитектором были созданы эскизы («3 плана») киота (Там же. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 2402. Л. 15). Проект киота представил и еп. Евгений, после чего «подлинные фасады отправлены 2 февраля 1816 года к исполнению» в Москву «на имя Ивана Петровича Дефорша» (Там же. Ед. хр. 2052. Л. 51). По описанию настоятеля ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Калужка свящ. Михаила Тимофеевича Извекова, на чудотворном образе был «убрус круг (вокруг) всего лика жемчужный, риза серебряная, позлащенная, венец также серебряный и позлащенный осыпан каменьями, на которых корона состоит из каменьев стразовых» (Извеков. 1894. С. 6).

В Троицком соборе чудотворная икона пребывала недолго. Гвардии прапорщик Алексей Герасимович Хитрово, бывший в составе калужского ополчения, видимо, вернувшись домой из похода, узнал о перенесении родовой иконы из храма с. Калужка в Троицкий собор (Фридгельм. 2009, 20112. С. 68). 25 мая 1814 г. он оправил на имя правящего архиерея письмо с просьбой о возвращении иконы. Эти сведения представляют самую раннюю зафиксированную письменно историю происхождения К. и. и существенно корректируют офиц. версию Сказания, к-рая была создана прот. Арсением Иоанновым на 20 лет позже. Так, А. Г. Хитрово сообщает, что икона находилась еще в доме его деда, стольника Кондрата Лаврентьевича Хитрово (упом. в Боярском списке (Список столпников и стряпчих и дворян московских и дьяков нынешнего 1712 году) как «жилец с 7195 (1687) г.» — РГАДА. Ф. 210. Оп. 2. Ед. хр. 59. Л. 191 об.), и прославлена была «разными чудотворениями более семидесяти лет». Эту икону «его собственно ему принадлежащую» Кондрат Лаврентьевич по обещанию своему перенес «в приход бывшей тогда ветхой деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, что на Калужке», а отца Алексея Герасимовича, Герасима Кондратьевича Хитрово, «с протчими при том ему и его потомством», он благословил завещанием, «дабы в другие отца моего (т. е. Герасима Кондратьевича) приходы и домы, и его потомства… вечно из помянутой приходской церкви никуда» не переносить (кроме богомолий). А. Г. Хитрово высказывал в письме опасение, что без чудотворной иконы «огромная с двумя еще приделами во имя же Рождества Богородицы церковь, с приличной его ризницей», к-рая содержалась во многом на приношения богомольцев, останется без средств к существованию (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 2052. Л. 27 об.— 28; см.: Фридгельм. 2009, 20112. С. 68–69).

После повторного письма А. Г. Хитрово от 26 июня 1814 г., подкрепленного прошением прихожан Рождественской ц. в с. Калужка, 30 июня того же года последовала резолюция еп. Евгения с распоряжением вернуть К. и. из Троицкого собора в храм с. Калужка. Но икона была возвращена только 6 мая 1817 г. при Антонии (Соколове), еп. Калужском и Боровском. Вместо чудотворной К. и. в Троицкий собор поставили список из храма с. Калужка (Извеков. 1894. С. 13). Список поместили в киот, на него был возложен драгоценный убор, бывший на Калужской иконе. На приношения к чудотворной К. и. в храме Рождества Богородицы в Калужке в 1821 г. было получено благословение сделать ризу; вес ризы из серебра 84 пробы с позолоченным венцом составлял 16 фунтов 83 золотника.

Празднование Калужской иконе совершалось неск. раз в год — 2 сент., 12 окт., 18 июля. В воспоминание чудес и в благодарность Божией Матери были установлены 2 ежегодных крестных хода с К. и. вокруг города: 2 сент. в память избавления Калуги от чумы (1771), 12 окт.— в связи с избавлением Калуги от нашествие войск Наполеона (при еп. Евлампии учрежден указом Святейшего Синода). Всякий раз икону приносили накануне празднования из храма с. Калужка в кафедральный собор Калуги.

18 июля 1892 г., во время эпидемии холеры, калужане пронесли крестным ходом икону вокруг города, и он «видимо спасен был от губительного поветрия» заступничеством Божией Матери». С 1893 г. в память этого события при Анатолии (Станкевиче), еп. Калужском и Боровском, был учрежден ежегодный крестный ход 18 июля. Накануне принесения К. и. во всех храмах Калуги 16 июля совершалось всенощное бдение со службой Пресв. Богородице. 17 июля после ранней литургии из собора малый крестный ход шел к Хлюстинским богоугодным заведениям (ныне калужская городская больница № 4, ул. Никитина, д. 66). Там встречали приносимую из Калужки икону. У архиерейского дома крестный ход ожидал епископ, который возглавлял шествие к Троицкому собору, где служили позднюю литургию. В тот же день, во время всенощного бдения, в городских храмах совершалась служба Пресв. Богородице, а в соборе перед К. и. читался Акафист Пресв. Богородицы. 18 июля к поздней литургии в Троицкий собор сходился причт из всех калужских храмов с иконами и хоругвями. После богослужения с молебном об избавлении «от смертоносной заразы» крестный ход отправлялся на Плац-парадную пл. (ныне на пл. Старый Торг) откуда двигался по улицам города с остановкой для отдыха в Лаврентиевом мон-ре (общая продолжительность — 8 ч.). 20 июля, после поздней литургии, икону провожали в с. Калужка. Однако путь крестного хода был изменен ради усмирения пожара на вост. стороне города, к-рый грозил перекинуться на центр Калуги. Еп. Анатолий отслужил на пожарище молебен перед К. и. Ветер затих и переменил свое направление, дав возможность потушить пожар (Лебедев. 1893).

Летом 1900 г. в Калужской губ. более месяца шли непрекращающиеся дожди. Каждый следующий день ненастья делал неминуемым наступление голода, поскольку непогода не давала собрать урожай и ставила под угрозу посев следующего года. Из Калужки на 3 дня в Боровск была принесена чудотворная икона. 12 сент., в воскресный день, во время всенародного моления на городской площади, впервые за ненастные дни показалось солнце, дожди прекратились и наступили ясные, безоблачные дни (Казанский. 1900. № 3. С. 77).

Калужскую икону ежегодно приносили из Калуги в Оптину пустынь. Икону переправляли на пароме на противоположный берег р. Жиздры, где ее встречал крестный ход во главе с настоятелем, монастырская и скитская братия. После краткого молитвословия крестный ход шел в собор мон-ря, и начиналась торжественная служба. По окончании богослужения К. и. носили по келиям мон-ря, а затем передавали в храм скита св. Иоанна Предтечи. После молебна с акафистом икону по келиям принимала скитская братия. На следующий день, перед поздней литургией, икону возвращали в мон-рь, где по завершении службы при колокольном звоне совершался крестный ход, в к-ром вместе с К. и. носили монастырские святыни. После водосвятного молебна возле колодца свт. Амвросия Медиоланского у св. ворот скита К. и. провожали до границы монастырских владений, там ее передавали духовенству и многочисленным горожанам Козельска. В Житии прп. Амвросия Оптинского сообщается, что в сент. 1868 г., когда состояние старца ухудшилось настолько, что не оставалось надежды на выздоровление, его духовное сын гр. А. П. Толстой просил оптинского игум. Исаакия «послать монаха в с. Калуженку… с просьбой к тамошнему священнику привезти в монастырь известную святыню — чудотворную Калуженскую икону Божией Матери». Перед иконой в келье старца был отслужен молебен с Акафистом и совершено келейное бдение, здоровье прп. Амвросия не сразу, но улучшилось, а «среди оптинского братства оживилась надежда на милость и помощь Матери Божией» (Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П.; М., 1992р. Ч. 1. С. 66–67). 17 авг. 1871 г. для облегчения страданий прп. Амвросию в келью приносили уже список Калужской иконы — «из своего монастыря, здешняя Калуженская икона» (Там же. С. 72).

Известно, что Калужскую икону встречали в Калуге и в дни больших церковных праздников, напр., в 1876 г., на праздник Покрова Пресв. Богородицы (Рождественский. 1876).

Широкое почитание Калужской иконы имело ту особенность, что проявлялось оно в калужском крае с крепкими старообрядческими устоями в отношении иконы нетрадиционного для старообрядцев письма. В 1899 г. было засвидетельствовано чудо исцеления жены коллежского асессора З. А. Чуфаровской. Семья исцеленной в благодарность ходатайствовала о принесении иконы в их дом в Боровске, около половины населения к-рого составляли старообрядцы. При встрече К. и. к крестному ходу примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания св. иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» (Извеков. 1900. С. 3). Признание и почитание Калужской иконы старообрядцами подтверждают существование списков иконы, выполненные в старообрядческой стилистике, а также включение ее в состав клейм икон праздников и избранных святых (напр., клеймо К. и. на иконе «Воскресение Христово, с клеймами праздников и избранными святыми», кон. XVIII в., ц. вмч. Григория «за верхом» в Калуге, написанная калужским мастером в манере, близкой ветковским мастерам (Нечаева Т. Н., Чернов М. А. «Писанъ в Калуги…»: Калужские иконы XVIII–XIX вв. // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2010. № 11(81) С. 24. Ил. 82, 83 на с. 58).

Об исключительном значении Калужской иконы для жизни калужского края свидетельствуют изображения иконы вместе с калужскими чудотворцами. Так, на иконе 2-й пол. XIX в. (КОХМ) представленную на золотом фоне в среднике Калужской иконы придерживают по сторонам святые Лаврентий и Тихон Калужские (см.: Там же. Ил. 57 на с. 48).

Почитание иконы выражалось и в стихотворной форме, причем из стихотворения, принадлежащего еп. Макарию (Троицкому), можно узнать не только о количестве дней празднования К. и. в кон. XIX в. («Троектратно в год приходит Матерь Божия в наш град»), но и о нек-рых особенностях крестного хода (Макарий (Троицкий), еп. Стихотворение на день посещения Калужской чудотворной иконы Матери Божией г. Калуги // Калужские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. № 19. С. 682–685).

3 февр. 1918 г. состоялся последний крестный ход с чудотворной Калужской иконой — ради предотвращения надвигавшихся на Церковь бед (в янв. 1918 такие крестные ходы состоялись в Москве и С.-Петербурге). Калужане, созванные к Троицкому собору звоном колоколов, отправились встречать К. и. в Сергиев скит (основан в память гибели вел. кн. Сергея Александровича под Калугой у дер. Мстихино; уничтожен в советское время), где она находилась. В кафедральном соборе были отслужены молебен и всенощная. На следующий день после литургии вновь отслужили молебен и прошли крестным ходом с чтением Акафиста Божией Матери по центральным улицам города. По завершении крестного хода на Плац-парадной пл. отслужили молебен об усмирении страстей. Затем икону традиционно проводили до Хлюстинских богоугодных заведений, откуда скитские монахи унесли ее в храм с. Калужка (Крестный ход с чудотворной иконой в 1918 г. // Калужский церк.-обществ. вестн. 1918. № 4. С. 4–5).

6 окт. 1923 г. из-за отсутствия у храма в с. Калужка договора с советскими властями о пользовании церковным зданием Калужской иконы в целях безопасности перенесли в Троицкий собор. После закрытия собора в 1926 г. К. и. оказалась в Успенском храме Калуги. 9 июля 1940 г. она была передана на хранение в Калужский краеведческий музей. В 40-х гг. XX в. при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, К. и. вернули Церкви и поставили в храме вмч. Георгия «за верхом», приобретшем в советское время статус кафедрального собора (Легостаев. 2000. С. 73–74). В наст. время в Георгиевском соборе у левого клироса в киоте находится Калужская икона (не исследована). По размерам она близка к чудотворной иконе. Незакрытые ризой сильно потемневшие участки живописи плохо различимы. Характерные прикрытые крупные веки, аккуратные припухлые губы и мягкий рисунок носа с объемным кончиком позволяют предположить, что икона могла быть написана не позднее 2-й пол. XVIII в.

Сохранился один из ранних точно датированных списков Калужской иконы (частное собрание, Обнинск Калужской обл.), созданный в 1777 г. Написанная темперой икона, несмотря на небольшой по сравнению с протографом размер (22Ч26 см), очень близка в передаче отдельных черт и в общей трактовке лика Богородицы к иконе из собора вмч. Георгия «за верхом». В правом нижнем углу надпись «Xбраз Пртыя Бцы Что На колуш(ж?)ки». Икона украшена чеканным с барочными мотивами серебряным окладом с клеймом мастера «С. Л.».

Ок. 1812 г. была выполнена хоругвь с изображением Калужской иконы на лицевой стороне и образом прав. Лаврентия Калужского Чудотворца на оборотной стороне (КОКМ). В ц. Рождества Пресв. Богородицы (Никитской) еп. Евлампий (Введенский) освятил хоругвь и вручил ее предводителю Калужского ополчения генерал-лейтенанту В. Ф. Шепелеву. Хоругвь Калужского народного ополчения после возвращения из Пруссии в 1815 г. сначала находилась в ц. Рождества Пресв. Богородицы (Никитская; до освящения Троицкого собора выполняла функции главного храма епархии), с 1819 г.— в Троицком соборе «около внутренних стен» (в наст. время в КОКМ). Согласно описанию в отчете соборного прот. Алексея Колыбелина 1888 г., «знамя 1812 г., устроенное в виде церковной хоругви из плотного полотна с тремя нижними лопастями; представляет собою святую Икону; на ней с лицевой стороны изображен лик Богоматери Калужския, списанный с чудотворного образа, находящегося в церкви села Калужки, который в страшную годину искушения перенесен был отсюда в Калугу для богомолений и чудодейственной силе коего благочестивая вера Калужан приписывает избавление города Калуги от нашествия Французов… При знамени 1812 г. имеется железная… дощечка, на которой… надпись: «Стрелковой № 6 Дружины. Пожаловано Июля 27 дня. 1855 г., в 1812 г. было под Данцигом, в 1855 и 1856 было в Крыму» (ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 1. Ед. хр. 1835; см.: Фридгельм. 2009, 20112. С. 67–68). Известно, что ополченцы вносили пожертвования на украшение хоругви. Полковник Н. Р. Майнов испрашивал у архиерея благословение на устроение возле хоругви «в рамах за стеклами» мест, где была бы изложена история формирования ополчения с упоминанием того, когда и кем дана в благословение хоругвь, «ее поход и возвращение» в Калугу (Там же. С. 64).

В связи с работами над иконами в иконостас (проект архит. М. Ф. Казакова, 1814) Троицкого собора 5 окт. 1816 г. был заключен Договор с иконописцем из Орла, учителем рисования Орловского уездного уч-ща Григорием Ивановичем Корнеевым, к-рый отличался «самым лучшим греческим иконным писанием святых образов». 7 сент. 1818 г. Корнееву было выдано «сверх договора за написание копии с чудотворного образа Калужской Божией Матери 100 рублей … и за шесть образов Калужской Божией Матери средней величины — 150 рублей» (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Ед. хр. 29. Л. 58–60, 71).
В наст. время в Калужской епархии особо почитается список К. и. в кафедральном Троицком соборе. 21 окт. 1998 г., в год празднования 250-летия со дня обретения К. и., Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в епархию список чудотворной иконы, хранившийся в ЦАК МДА. Список близок по размерам к чудотворной иконе (116Ч89 см), выполнен маслом на холсте и датируется посл. третью XVIII в. (реставрирован в мастерской ЦАК МДА Е. С. Чураковой). Пресв. Богородица в темном с красной разделкой платье и в синем мафории с объемно моделированными складками изображена на коричневом фоне. С темным цветом долично€го контрастирует достаточно упрощенная, светлая, сильно разбеленная карнация лично€го. На устах Богородицы — легкая полуулыбка, нимб выполнен в виде светлого лучеобразного сияния, вверху по сторонам нимба монограмма Богоматери (красным цветом): «МР. FУ». После передачи список был помещен в соборе вмч. Георгия «за верхом», в наст. время находится в Троицком соборе у правого клироса. Икона украшена шитой, с драгоценными камнями ризой, выполненной в 1998 г. калужской мастерицой Л. Бабадей.

Источники иконографии Калужской иконы не до конца ясны. Образ Пресв. Богородицы, читающей книгу прор. Исаии, опирается на сюжет из апокрифического Евангелия псевдо-Матфея. В нем среди занятий Богородицы в Иерусалимском храме названо чтение книг Свящ. Писания. Эта тема, известная в иллюстрациях визант. миниатюр XI–XII вв., в дальнейшем получила развитие в западноевроп. искусстве в связи с композицией «Благовещение». Среди изображений Пресв. Богородицы за чтением, где она представлена со сложенными на груди руками, с глазами, опущенными вниз, наиболее известны варианты с книгой на коленях или с книгой, лежащей на аналое. Прямые аналоги позе Богородицы на К. и., когда Она, читая, держит книгу в правой руке, а левую молитвенно прижимает к груди, в сцене «Благовещение» не выявлены.

Высказывалось мнение о близости иконографии Калужской иконы к прижизненному портрету царицы Евдокии Лопухиной, в монашестве — Елены (копия портрета XVIII в. с неизв. оригинала хранится в ГВСМЗ, Суздальский Кремль). Сходство изображениям добавляют темный колорит, обрез фигур ниже пояса, легкий 3/4-ной поворот влево, направление взгляда. Заметное иконографическое расхождение — положение правой руки, к-рая на портрете Лопухиной скрыта муфтой. Об известности такой иконографии в приминении к портретам цариц-монахинь, свидетельствует как минимум еще один идентичный по изображению портрет, находящийся в собрании ГМИИРТ (атрибутирован по поздней надписи как портрет инокини Марфы — царицы Марии Федоровны Нарышкиной; см.: Рус. искусство XVII — нач. XX вв.: Живопись. Кат. ГМИИРТ / Авт.-сост.: Г. А. Могильникова. Каз., 2005. Кат. 806). Тип портрета родовитой женщины с молитвенником и четками в руках известен, также в польском барочном т. н. сарматском портрете с сер. XVII в. (портрет Катажины Ваповской, музей Вилянув, Варшава, опубл: Тананаева Л. И. Сарматский портрет. М., 1979. С. 143. Кат. 50), складывавшимся под влиянием западноевроп. образцов в первую очередь религ. живописи. То, как были и были ли связаны К. и. и портрет Лопухиной, остается неизвестным. В связи с обретением иконы в доме Хитрово можно заметить, что у семей Хитрово и Лопухиных, тоже имевших родовые усадьбы в Калужской губ., были родственные связи в разных поколениях (напр., сын брата Евдокии Лопухиной генерал-аншеф Василий Авраамович Лопухин († 1757), владелец родовой усадьбы в дер. Щелканово (примерно в 60 км от Тиньково), был женат на дочери Анны Федоровны Хитрово гр. Екатерине Ягужинской).

В кон. XX в. были возобновлены крестные ходы с Калужской иконой, сначала городские, затем в города области. В июле 2011 г. по благословению Климента (Капалина), митр. Калужского и Боровского, совершен 20-дневный общеепархиальный крестный ход с К. и. из Троицкого собора по 28 населенным пунктам Калужской епархии. Этот крестный ход с названием «Помолимся о земле Калужской» прошел и проехал сотни километров.

Близ храма Рождества Пресвятой Богородицы (закрыт в 1935, в 1991 передан Калужской епархии, с 25 окт. 2005 действует жен. община в честь Калужской иконы Божией Матери, подворье Свято-Никольского Черноостровского жен. мон-ря в Малоярославце) в бывш. с. Калужка (ныне в черте Калуги) сохранился св. источник Калужской иконы Божией Матери, где в дни празднования иконе совершаются водосвятные молебны.

В наст. время от иконы происходят чудеса исцелений (некоторые документально зафиксированы, см.: Чудоворная Калужская. 2009, 20112. С. 95. Примеч.).

В честь Калужской иконы Божией Матери освящены храмы, приделы, часовни: южный придел в соборе Благовещения Пресв. Богородицы, Козельск (1810); придел в Троицком кафедральном соборе, Калуга (1819); деревянная церковь в Сретенском скиту Тихоновой калужской пуст. (1872; в наст. время освящен также придел Успенского собора); церковь при архиерейском доме, Калуга (1875); деревянная церковь в пос. Трудовой (ныне в черте Калуги; ок. 2000); домовая церковь при Интернате для престарелых и инвалидов, Калуга (2002); деревянная часовня в дер. Доброе Малоярославецкого р-на Калужской обл. (до 2010); церковь в пос. Еленский Хвастовичского р-на Калужской обл. (2012, на месте деревянной церкви, 1997).

Арх.: Б-ка Оптиной пуст. // Летопись Оптиной пустыни. 1900–1916 гг. Маш.

Ист.: Сказание о явлении и чудесах иконы Божией Матери Калуженской // Калужские ЕВ. Приб. 1863. № 13. С. 223–233; Сказание о явлении и чудесах иконы Божией Матери Калужской. Калуга, 1895, 2003р.

Лит.: Рождественский Н. Г., свящ. Слово в день Покрова Пресв. Богородицы и встречи Калужской Божией Матери // Калужские ЕВ. Приб. 1876. № 19. С. 364–370;

       Ханыков В. В. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 г. / Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878;

      Лебедев М., прот. Принесение в г. Калугу чудотворной Калуженской иконы Божией Матери и общественное, моление с крестным ходом вокруг города, об избавлении жителей его от холеры // Калужские ЕВ. Приб. 1893. № 16. С. 493–497;

        Извеков М. С., свящ. О пребывании Калуженской иконы Божией Матери в Калуге. Калуга, 1894;

       он же. Слово в день празднования явления иконы Божией Матери, нарицаемой «Калужской» // Калужские ЕВ. 1897. № 14. С. 402–405;

      он же. Новое чудо милости от чудотворной иконы Божией Матери, нарицаемой Калужская // Там же. Ч. неофиц. 1900. № 1. С. 1–3;

       он же. Слово в день крестного хода с чудотворной Калуженской иконой Богоматери вокруг города в 18 число июля // Там же. 1905. № 14. 429–436;

       Казанский В., прот. Поучения, сказанные в Боровском соборном храме во время пребывания в Боровске иконы Божией Maтери «Калужская» // Там же. 1900. № 2. С. 34–39 [поучение 2-е]; № 3. С. 75–78 [поучение 3-е];

         Соколов И., прот. Слово в день крестного хода (2 сент.) вокруг г. Калуги с Калуженскою явленною иконою Божией Матери // Там же. № 17. С. 381–385;

        Пребывание в Калуге иконы Божией Матери Калужской // Там же. 1902. № 14. С. 357–359;

       Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 558–561, 657;

       Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000;

       Шведов С. В. Калужская губерния — оплот «второй стены» Отечества в 1812 г. // От Тарутино до Малоярославца: К 190-летию Малоярославецкого сражения. Калуга, 2002. С. 5–14;

       Огольцов М. О., Балашова Е. А. Особенности калужского иконописания и влияние на него различных иконописных школ // Тр. регионального конкурса науч. проектов в области гуманитарных наук. Калуга, 2004. Вып. 5. С. 242–259;

       Чудотворная Калужская: О чудотворной Калужской иконе Божьей Матери и ц. Рождества Пресв. Богородицы на р. Калужке / Сост.: В. Н. Фридгельм; авт.: В. В. Легостаев, Н. В. Салахова, В. Н. Фридгельм. Калуга, 2009, 20112; Фридгельм В. Н. О доброхотных пожертвованиях на Калужскую икону Божией Матери // Чудотворная Калужская. Калуга, 2009, 20112. С. 53–70;

         Комаров С., протодиак. Помолимся о земле Калужской // Правосл. христианин. Калуга, 2011. № 5. С. 4–9.

Э. В. Шевченко

(1940)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *