Проповедь преподобного Кукши Печерского и этногенез Калужского края

Проповедь преподобного Кукши Печерского и этногенез Калужского края.

Протоиерей Андрей Безбородый, руководитель Отдела Калужской епархии по изучению истории епархии в XX веке и канонизации святых.

2

 

Общие сведения. Святой преподобный Кукша Печерский — насельник Киево-Печерской лавры, иеромонах, священномученик. Проповедовал веру христианскую племени вятичей и за христианскую проповедь был вятичами убит вместе со своим учеником Никоном. Событие это произошло в первой четверти XII в.Древние источники. Первое упоминание о мученической кончине прп. Кукши содержится в «Послании Симона к Поликарпу», где епископ Владимиро — Суздальский Симон, один из авторов Патерика Киевского Печерского монастыря, обращаясь к постриженику Киево-Печерского монастыря Поликарпу писал: «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце… о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим» (1). Причем, если в описаниях других подвижников автор послания ссылался на определенные письменные источники, то при описании подвига прп. Кукши ограничился словами:«… его же вси сведають». Скорее всего, это означает отсутствие других письменных источников и то, что сведения почерпнуты из устного предания. Устное предание это было широко известно, но хранилось насельниками Киево-Печерского монастыря, насельником которого до 1206 г. являлся и автор Послания. К большому сожалению, никакими другими письменными источниками, более или менее приближенными к периоду жизни преподобного Кукши, историки не располагают. Все остальные контуры жизни и мученического подвига преподобного могут исторически реконструироваться с той или иной степенью приближенности. Годы жизни. Точные годы жизни преподобного неизвестны. Митрополит Евгений (Болховитинов) утверждал, что преподобный жил в монастыре до 1215 года и, соответственно, мученическая кончина преп. Кукши никак не могла произойти ранее этого года. В дореволюционной исторической литературе появляются 1210, 1213 и 1217 годы. В настоящее время общеупотребительной датой мученической кончины преподобного Кукши является 1214 год (2).

Происхождение преп. Кукши. Откуда был родом преподобный, кем был до пострижения, сколько времени провел в монастыре до выхода на проповедь, точных исторических сведений нет. Историками высказано лишь предположение, что происходил он из племени вятичей. Данное предположение основывается на том, что он желал просветить именно вятичей, предположительно своих соплеменников (3). Возможно, что прп. Кукша являлся одним из потомков семей «лучших мужей» вятической земли, которые в конце X в. были переселены на южные рубежи Киевской Руси святым равноапостольным князем Владимиром для защиты от набегов печенегов (4). Некоторые сведения о происхождении Кукши могло бы дать его весьма редкое имя, имеющее явно языческое происхождение и, соответственно, связывающее его с родными местам. Имя его связывают с птицей семейства вороновых кукшей, которая до конца XIX в. обитала в местах, населенных вятичами (5). Правда, здесь надо отметить, что этот вид птиц был распространен по всему региону центральной и северной России.

 2

Места проповеди. Известно, что прп. Кукша со своим учеником отправился для проповеди Евангелия в землю, населенную славянским племенем вятичей. В плане локализации вырисовывается достаточно обширный ареал возможного места проповеди. Вятичи занимали территории по среднему и верхнему По-очью, включая притоки. Сегодня эти территории входят в состав Калужской, Брянской, Тульской, Орловской и Московской областей. Летописи упоминают о следующих городах вятичей, существовавших в XII в.: Брянск, Мценск, Карачев, Москва, Козельск, Серенск, Мосальск, Воротынск. Если исключить Москву, находящуюся на далекой северо-восточной окраине расселения вятичей, то самая развитая часть вятичей находилась в более узком ареале, чем названный выше. Большую часть этих городов составляли города, находившиеся на Калужской земле. Что увеличивает вероятность проповеди преп. Кукши на Калужской земле, ведь христианская проповедь гораздо лучше воспринималась населением с высоким уровнем грамотности и культуры. Территория с большим количеством городов говорит именно о таком уровне. Археологи полагают, что именно здесь, в верховьях Оки и на реках Жиздры и Угры раньше сего исчезают языческие курганные погребения (6). Еще более точно локализовать место проповеди позволит известный в истории путь «сквозь вятичи», который вел от Киева к Ростову и Мурому. Когда былинный богатырь Илья Муромец расспрашивал о прямой дороге ко граду Киеву, князь поведал ему: «Прямая у нас дорога ко граду Киеву на леса на Брынские». Известный военными доблестями князь Владимир Мономах рассказывает в своем «Поучении детям» о благополучном походе через землю вятичей в конце XI в. как об особом подвиге. Очевидно, что прп. Кукша со своим учеником двигались именно по этому пути. Других путей через леса и болота вятичей не было. Путь шел от Киева через Чернигов, Путивль, Севск — эти города племени северян. После Севска прп. Кукша вступает в земли вятичей и двигается на Брянск, Карачев, Серенск. Исследователи полагают, что проповедь прп. Кукши началась с города Брянска (7). Путь через территории вятичей заканчивался в Москве — последнем окраинном городе вятичей. Путь этот просуществовал до XVIII в. (8).

Место гибели. В связи с отсутствием в источниках точного указания места гибели прп. Кукши на этот счет существовали разные мнения. Назывались территория недалеко от Брянска (9), д. Карандаково Мценского района Орловской области (10), г. Серенск. Современные исследователи склоняются к версии гибели прп. Кукши недалеко от Серенска. Город располагался на реке Серене, притоке реки Жиздры и находился на пути проповедников. Археологами обнаружены и результаты христианской проповеди — нательные крестики, в том числе крестик XI-XII вв., имеющий киевское происхождение (11).

3

5

Мощи. При обретении  мощей прп. Кукши было удостоверено, что мощи нетленны. Они были перенесены в Киево-Печерскую лавру и положены в Ближние (Антониевы) пещеры (12). Мощи преподобного Никона, ученика преп. Кукши обретены не были.

 Этногенез Калужского края. Касаясь влияния христианства на процесс этногенеза народов Калужского края, прежде всего необходимо определиться с понятием «этногенез». Этногенез (от греч. «племя, народ» и «происхождение») — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории.

Кто же были обитатели калужских земель? Археологические исследования пролили свет на этнографическую принадлежность жителей калужских городищ в самый ранний период их истории; в них находят элементы древних балтийских и угро-финских культур. Вятичам принадлежат более поздние слои (X-XII вв.) Надо отметить, что в западных районах Калужской области встречаются и элементы культуры другого славянского племени кривичей. Вот и в названии селений

Следующее, что мы должны понять — это то, что на калужской земле в период начала христианской проповеди жили разные племена, относящиеся к самым разным этно-языковым культурам.

1Калужской области земля повествует своим историческим языком. Села Вятчино или Вятское говорят, что здесь жили вятичи; Критское — кривичи, Глядово старое название Голядово Боровского уезда- голяды. А такие топонимы, как Берендяковка, Берендяковская улица или встречающаяся в Калужской области фамилия Берендяков, напоминает нам о берендеях, еще одном этно-языковом субстрате Калужской земли, на этот раз тюркском.

Нательные крестики XI-XIIвв. киевского происхождения

Голядь — балтоязыное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI-XII вв. в верховьях реки Протвы (на территории современных Смоленской, Калужской и Московской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологически голядь соотносится с мощинской культурой. Литейные тигли и печи, множество предметов хозяйственной утвари, в том числе металлические крючки для рыбной ловли, серповидный нож, редкой красоты бусы и серьги были найдены и при раскопках древнего селища Беницы нынешнего Боровского района на берегу реки Протвы. В истории это селище известно с 1150 года вместе с соседним селением Бобровницы из уставной грамоты великого князя Смоленского Ростислава Мстиславовича, которой он в ведение своей епископии передавал вновь колонизованные селения: Дросенское и Ясенское, Беницы и Бобровницы.  Деревни Беницы и Бобровники Боровского района сохранили свои названия до наших времен. П. В. Голубовский, автор изданной в 1893 году «Истории Смоленской земли», села Беницы и Бобровницы наносит на карту Смоленского княжества как торговые волостные центры. Известно, что Он и новгород-северский князь Святослав Ольгович вместе с союзником Юрием Долгоруким, идя на Смоленск, в верховьях Протвы взял «люд голядь». В. М. Кашкаров в статье «К вопросу о древнейшем населении Калужской губернии» пишет: «В месте, образуемом впадением реки Угры в Оку, память о голяди живет до сих пор. По преданию… на одной из гор жил разбойник Голяга, по другим — Голяда». Река Голядянка, впадающая в Москву-реку, в писцовых книгах 1623 года называется Голядью. Отголосок давних обитателей этих мест слышится и в названии селений Гольтяево, Голенки, Голичевка, Голухино, Голотское, Голчань. В соседней Московской области до начала XX века существовало урочище Начинский Голец. 4Финно-угорский этно-языковой субстрат напоминает нам о себе в названиях рек: Ока-река, Протва, Угра.

Мономах сообщает о двух зимних походах «в вятичи» против старейшины Ходоты и его сына в Корьдну. Князьям из рода Рюриковичей вятичи в XI в. не подчинились, и Мономах не сообщает ни о покорении их, ни об обложении данью.

Девушка в фино-угорском костюме. Современная реконструкция.

Но где мог стоять летописный город Корьдна, что в переводе с древнефинского означает дорога? Академик Б.А. Рыбаков на составенной им карте древних городов, обозначил предполагаемое местоположение теперешней деревни Карнады, к северо-востоку от Новосиля Орловской области.

По предположению известного исследователя нашего края В. М. Кашкарова (1868- 1915), этот город находился у селения Корна в устье ручья Коринки, впадающего в Рессу. В конце 1980-х-начале 1990-х годов в районе селения Корна Мосальского района проводились мелиоративные работы, где рабочие наткнулись на что-то непонятное, откопав в земле остатки деревянного сооружения из обугленного сруба. Но план строительных работ не дал им углубиться и, проложив траншею, уложиввнеетрубы, онизавершили объект. Возможно, это и была часть крепостной стены из обугленного мореного дуба города Корьдно. В основном финно-угры, а это племена меря и, возможно, мещера, проживали на Калужской земле к северу от течения Оки.44

История вятичей сохранила имена славянских племен, известных из древнерусской «Повести временных лет». Эта первая русская летопись XII в. называет и легендарного предка вятичей — Вятко: «…А Вятко седе с родом своим по Оке, от него же прозвавшаяся вятичи». Археологические материалы подтверждают, что племя славян — вятичей  занимало бассейны Оки и Москвы-реки, в том числе и непосредственно территорию будущей Москвы.

Вятичи. Реконструкция.

Их общины, объединенные в большой племенной союз, во главе которого стояли стояли старейшины (князья) из родоплеменной знати, не враждовали между собой, поэтому поселения были обычно окружены лишь деревянной оградой для защиты от диких зверей. Остатки таких поселений, не имеющих следов земляных укреплений, труднее обнаружить на местности. Чаще они обнаруживаются случайно, благодаря сохранившемуся на их месте интенсивно- черному культурному слою и находкам в нем глиняной посуды, изготовлявшейся на гончарном кругу, изящной по форме и украшенной волнистым или зубчатым орнаментом. Так были обнаружены славянские поселения на речке Калужке (XII в.), близ села Ждамирово (XII—XV вв.), в Калужском бору (XI—XIII вв.), селище при Симеоновом городище (XIV-XVI вв.).

2

Значительно дольше, чем у других славян, даже спустя столетия после принятия христианства, держался у вятичей языческий обычай погребения в курганах. Высокие земляные насыпи, как правило, расположенные на видных местах, издавна привлекали внимание жителей. Древнерусские летописи XI в. рисуют вятичей обособленным племенем, отделенным от других восточнославянских племен глухими лесами.

565Поселения кривичей затронули лишь незначительную западную часть Калужского края и большого влияния на этногенез этого региона не оказали, хотя и являлись его компонентом.

Девушка в традиционной одежде кривичей. Современная реконструкция.

Тюркский этно-языковой субстрат весьма незначителен и имеет более позднее происхождение. В XI в. половцы постепенно заняли все южнорусские степи, частично покорив, а частично вытеснив населявшие их племена, в числе которых были берендеи. В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях. Под 1116 г. летопись сообщает: «пришли на Русь к Владимиру торки и печенеги» без упоминания берендеев, но после этого Поросье было заселено кочевниками неполовецкого происхождения, получившими общее название «чёрные клобуки», в числе которых при описании последующих событий упоминаются берендеи и торки. Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси и влияли (наравне с киевскими боярами) на выбор киевского князя. На Калужской земле тюрки могли появиться в XII в. в связи с колонизацией этой территории князьями, как их союзники.

Итак, мы видим три основных этно-языковых субстрата — славянский (вятичи и кривичи), балтский (голядь), и финно-угорский (меря, мещера) и не основной — тюркский. Этнические, языковые, культурные отличия между ними были очень велики.

Роль Христианства в формировании великорусской нации. Достаточно велики были и культурные различия между вятичами и кривичами. Но тем не менее, они явились основой для формирования великорусского народа на Калужской земле. Для этого формирования был необходим общий культурный и духовный фундамент. И таким фундаментом явилось христианство. Народы, принимавшие христианство, начинали быстрое сближение. До святого преподобного Кукши, олицетворявшего Киевское направление христианства, было и направление с северо- запада, осуществлявшееся христианизированными кривичами (13). Некоторые города, например Воротынск, расположенный на притоке Оки реке Выссе, напрямую ведут свое происхождение от христианских проповедников. Первое летописное упоминание о нем относится к 1155 г., когда один из черниговских князей Святослав Ольгович «поменялся городами» со своим племянником, сыном великого князя киевского (с 1139 по 1146 г.) Всеволода Ольговича («взяв у него Снов, Воротынск, Карачев и дав ему за них другие»). Согласно гипотезе А.И. Баталина, основанной на топонимических и археологических материалах, возникновение Воротынска связано с проповедью христианства в земле вятичей. Именно в то время на месте будущего города поселяются легендарные отшельники Борис и Протас. Тогда же, по мнению исследователей, возник небольшой мирской посад Воскресенск — ядро будущего города Воротынска. Этим временем датируются и городище на южной окраине города с остатками крепостного рва и валов.

Таким образом подвиг проповеди преподобного Кукши и других неизвестных христианских проповедников имеет не только духовное значение, но и занимает неоценимую роль в этногенезе русского народа, родившегося и развивавшегося в христианской культурной среде.53

Литература.

  1. Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в. М.,1821. С.249-257.
  2. Евгений (Бояховитинов), митр. Описание Киево- Печерской лавры. Киев, 1831, с. 105; Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1990 (репринт издания 1862 г.). С. 142; Русский биографический словарь. Т. 9. Кнаппе- Кюхельбекер. СПб., 1903. С. 538; Сементовский Н. Киев, его святыни, древности, достопамятности. СПб., 1900. С. 193; Шахматов А.А. Житие Антония и Печерская летопись // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 316. СПб, 1898. С. 123,118.
  3. Леонид (Кавелин), архим. Церковно-историческое исследование о древней области вятичей // Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских. 1862. Кн. 2. М., 1862. С. 8.
  4. Там же. С. 11-12.
  5. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 2 Под ред. В. П. Семенова. СПб., 1902. С. 106
  6. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 151.
  7. Материалы для истории Орловского края // Орловские епархиальные ведомости. 1866. № 2. С. 153-158; О церковно- иерархической зависимости Орловского края со времени первоначального распространения в его пределах христианства… // Там же. 1866. № 19. С. 1089
  8. Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв. М., 1981. С. 281.
  9. См. ссылку №7.
  10. Калужский Церковно- общественный вестник. 1913. №25.
  11. Насонов А. Н. Русская земля и образование территории Древнерусского государства. М., 1951. С. 65; Недошивина Н. Г. О религиозных представлениях вятичей в XI—XIII вв. // Средневековая Русь. М., 1976. С. 49-52; Никольская Т. Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв. М„ 1981. С. 104-106.
  12. Евгений (Болховитинов), митр. Указ. соч. С. 105,317.
  13. Как отмечает калужский исследователь искусствовед В. Г. Пуцко в «Очерке истории православия на Калужской земле», «их христианизация связана с тем колонизационным движением, которое шло из Смоленской области кривичей, а затем и из южного Поднепровья».

Православный христианин, журнал Калужской епархии, спецвыпуск, 2014.

(318)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *