Что такое скаутинг и какое он имеет отношение к нам?

Возникновение скаутинга.

Скаутское движение — всемирное юношеское движение. Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как «разведчик».

Основателем движения скаутов считается Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл. Во время своей службы в период англо-бурской войны в Южной Африке он организовал вспомогательную воинскую часть из мальчишек, которые взяли на себя разведку и доставку донесений через позиции врага. Полковник был поражен, что мальчики воевали не хуже взрослых, отличались отвагой, хитроумием, исполнительностью. Благодаря своим кадетам Баден-Пауэллу удалось продержаться с крошечным гарнизоном 207 дней против превосходящих сил противника. С этого момента полковник пришел к выводу, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства.

Однако изобретение самой идеи скаутинга принадлежит не Баден-Пауэллу, а писателю и художнику Эрнесту Сетон-Томпсону, создавшему первый в мире детский отряд «Woodcraftindiens» — «лесных индейцев». Историю создания отряда Сетон-Томсоном красочно описал в своей биографии,  в главе «Знатоки леса». В 1906 году Сетон-Томпсон отправил свои записки Баден-Пауэллу. Возвратившись в Англию, Баден-Пауэлл, основываясь на опыте  Сетон-Томпсона, основал в 1907 году движение скаутов.

В 1907 году был проведен первый скаутский лагерь на острове Браунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scoutingforboys» — «Скаутинг для мальчиков».

Новаторство скаутинга было в том, что в нем нашло воплощение стремление детей и подростков к неформальному общению и объединению между собой. При этом они объединялись со взрослыми в процессе совместной деятельности, общей длительной игры в разведчиков, в стремлении быть полезными другим людям, обществу, природе. Изначально скаутинг был задуман для подготовки мальчиков к службе в английской армии, военные разных стран во многом переняли его систему.

За эти заслуги Баден-Пауэлл был возведён королём Англии Георгом V в звание барона с титулом «Лорд Баден-Пауэлл оф Гивелл».

Скаутинг в России

В России скаутинг зародился в 1909 году. Основателем российского скаутского движения стал полковник Олег Иванович Пантюхов. Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке в Санкт-Петербурге.

Книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» была получена императором Николаем II в 1910 году и вызвала его живейший интерес, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной военной подготовки молодёжи, особенно сельской. По приказанию царя, книга была переведена на русский язык и издана в типографии Главного штаба.

Российские организаторы скаутского движения старались поддерживать связь с генералом Баден-Пауэллом. Баден-Пауэллом по приглашению императора посетил в декабре 1910 года Санкт-Петербург и, помимо аудиенции с царем, встретился с О. И. Пантюховым и пригласил его для для ознакомления со скаутингом в Англию.

В августе 1914 года в Петербурге организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут».

Основателем скаутизма в Москве стал редактор журнала «Вокруг света» Владимир Алексеевич Попов.

Наиболее интенсивно скаутское движение стало развиваться в годы Первой Мировой войны. Скауты дежурили на станциях, встречали поезда с раненными, работали в госпиталях, помагали беженцам, собирали подарки для солдат, занимались благотворительностью, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте. С началом Первой мировой войны полковник О. И. Пантюхов отправился на фронт и Царскосельский отряд скаутов (впоследствии переименованных на русский манер в «юных разведчиков») возглавил Эраст Платонович Цытович.

С 1915 года организация «Русский скаут» стала издавать одноимённый журнал. В том же году В. А. Попов создал первый в мире музей скаутизма, а в следующем году организовал отряд речных скаутов. В том же 1915 году Э. П. Цытович привлек к движению скаутов великого князя Георгия Константиновича и, по распоряжению Императора Николая II, записал в Царскосельский отряд Цесаревича Алексея. Деятельное участие в обществе принимала также сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна. В декабре 1915 года состоялся Первый съезд по скаутизму в России, утвердивший устав, организационную структуру и символику русского скаутизма.

На первом съезде Э. П. Цытович  прочитал несколько основополагающих докладов, посвященных скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма». В одном из них Цытович произнес лозунг, хорошо знакомый всем, кто состоял в пионерской организации СССР, вот что он писал: «Будем же надеяться на то, … что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда готовы!». Н. А. Адуев написал гимн скаутов — «Будь готов!»,  положенный В. А. Поповым на музыку.

К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

После Октябрьской революции скаутское движение распадается.

Комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился к ним и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга.

Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). По свидетельству одного из бывших заключенных внутренней тюрьмы ОГПУ, разведчики, попадавшие в мрачные тюремные застенки, несли с собой свет и вселяли надежду в сердца арестованных (по материалам парижской русской газеты «Возрождение» 1927 года).

Некоторые лидеры скаутов пошли на сотрудничество с большевиками. Ярким примером является В. Ян, ставший известным советским писателем и избежавший репрессий.

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.

В результате в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга.

Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством О. И. Пантюхова. Во время Второй Мировой Войны в странах, окупированных нацистами, скаутские организации, в том числе и НОРС,  были запрещены, но русские скауты продолжали действовать нелегально.  После окончания войны в 1945 году в Мюнхине состоялся съезд руководителей НОРС европейских стран, на котором было принято новое название организации — Организация Российских Юнных Разведчиков (ОРЮР).  Сегодня русских скаутов можно встретить почти на всех континентах — в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В августе 1990 года, по благословению епископа Костромского и Галичского Александра, был проведён первый в России после 1926 года лагерь Организации Российских Юных Разведчиков в селе Горелец Костромской области. В ноябре того же года в Москве прошел Учредительный съезд российских скаутов с участием представителей ОРЮР, в том числе Олега Олеговича Пантюхова (сын Олега Ивановича Пантюхова). С 1991 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, было создано Братство Православных Следопытов (БПС). Началось возрождение русского скаутинга в России.

Основы скаутского метода воспитания заключаются в следующем:

Скаутский метод – это универсальная воспитательная система, целью которой является «содействие целостному личностному развитию ребенка и молодого человека как автономной, готовой помочь другим, ответственной, идейной личности и члена общества» (В.С. Стрелов — ответственный секретарь Братства Православных Следопытов,  члена Совета Всероссийской Национальной Скаутской Организации).

Каждый участник движения добровольно берет на себя обязательство соответствовать принципам и законам скаутов или, в русской традиции, разведчиков.

3 принципа лежащие в основе скаутинг:
Долг перед Богом.
Долг перед Родиной и окружающими.
Долг перед Собой.

Законы разведчиков Организации российских юных разведчиков:
Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
Разведчик честен и правдив.
Разведчик помогает ближним.
Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
Разведчик вежлив и услужлив.
Разведчик друг животных и природы.
Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
Разведчик трудолюбив и настойчив.
Разведчик весел и никогда не падает духом.
Разведчик скромен.

Патрульная система или система микрогрупп служит для реализации стремления подростков к неформальному объединению и общению, совместной деятельности, выявлению личных способностей, стимулирует развитие личной и коллективной ответственности.

У подростков формируются и развиваются навыки социализации и правильного поведения в коллективе. Умение строить конструктивные отношения и разрешать конфликтные ситуации. Умение подчинятся старшим и коллективу, но при этом и умение принимать ответственность и решения по вопросам собственной компетенции.  Умение ориентироваться в оперативной ситуации, формулировать актуальные задачи и решать их.

Фактически, скаутинг формирует гармонично развитого, хорошо организованного, подготовленного к практической жизни человека.

Когда в 2007 году тогдашний министр образования РФ А. А. Фурсенко посетил в Карелии Всероссийском слете скаутов «Джамбори-2007», у него сложилось следующее мнение: «Идея скаутского движения — успешные люди для успешной страны — очень актуальна».

Характерной чертой скаутинга является активная деятельности на природе.

Символика скаутов.

Девиз скаутов — «Будь готов!»

Скаутская эмблема — трёхлепестковая лилия. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображён Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Галстук является обязательным элементом скаутской формы. По цвету и символике он отличается у разных скаутских групп.

Особые знаки в виде нашивок, значков, лент и шнуров, которые скаут носит на своей форме, обозначают его принадлежность к той или иной организации, положение в ней, принадлежность к дружине, отряду, звену. Так же по скаутской форме можно определить достижения, разряд скаута или сданные им «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутского обещания.

При скаутском приветствии правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца — большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Скауты при встрече пожимают левую, а не правую руку, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл во время военной службы в Африке позаимствовал этот обычай у африканских племен. Во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.

Современные скаутские организации.

На сегодняшний день Всемирная Организация Скаутского Движения оценивает число своих членов более чем в 28 миллионов человек в нескольких десятках стран мира.

В России существует Всероссийская Скаутская Ассоциация (ВСА) – национальная скаутская организация России, официально признанная Всемирной Организацией Скаутского Движения.  В ВСА входят Всероссийская Национальная Скаутская Организация, Братство Православных Следопытов, Федерация Скаутов России,  Российская Скаутская Организация и другие.

ВСА является членом Национального Совета молодежных объединений Российской Федерации и активным участником ряда программ и проектов Комитета Государственной Думы по делам молодежи. Входящее в ВСА Братство Православных Следопытов (БПС) действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и является структурным подразделением Синодального отдела по делам молодежи.

В уставе Всероссийской Скаутской Ассоциация (ст. 2,п.1) написано: «Целью Организации является содействие развитию молодых людей для достижения их полного интеллектуального, физического, общественного, духовного и эмоционального потенциала как индивидуумов и ответственных граждан своей страны и как членов местных, национальных, международных сообществ на основе духовных и культурных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию».

В Калуге при храме Покрова Богородицы более 10 лет действует Дружина юных разведчиков во имя апостола Андрея Первозванного. Штаб – квартира организации располагается по адресу: ул. Чебышева, дом 3. С прошлого года при нашем храме Рождества Пресвятой Богородицы в Перемышле действует Отряд юных разведчиков во имя великомученика Георгия Победоносца. Он является структурным подразделением калужской Дружины апостола Андрея Первозванного. Инструктора и руководители Дружины еженедельно проводят занятия и сборы с нашим Отрядом. Для того, что бы дать представление о том, чему посвящены эти занятия, приведём описание тех тем, по которым сдаются зачёты для получения 3-го скаутского разряда, дающего право на ношение полной формы.

По разведчеству (скаутингу): объяснить, зачем и как разведчик дол­жен делать добрые дела; знать историю разведчества; знать законы разведчиков и уметь объяснить их значение; знать гимн России и гимн дружины; знать традиции, основную символику и форму разведчиков, знаки различия и награды, схему дружины.

По Православию: понимание значение и знание наизусть некоторых основных молитв; умение рассказать о праздниках Рождества Христова и Пасхе; о святом, имя которого носишь; о том зачем и как следует Причащаться.

По Родиноведению: знать краткую историю отечества (киевский, московский, питербургский периоды и  XX век); знать Российский национальный флаг, Андреевский флаг, герб России и уметь объ­яснить их значение.

По географии: показать на карте и объяснить значение в развитии России государственных границ, основных городов, рек, гор и морей.

Иметь практические навыки строевой подготовки и ориентирования.

Знать правила поведения в походе и лагере касающиеся питания, воды, гигиены, движения, отдыха и остановки, безопасно­сти, обуви, одежды, рюкзаков.

Иметь знания и умения по использованию палаток, костров, инструментов, основных узлов.

Иметь знания и умения связанные с оказанием первой медицинской помощи.

Иметь знания и умения связанные с основными способами сигнализации на расстоянии.

Пробыть в ла­гере и в бивуаках не менее 4 суток.

Кроме этого существуют ещё так называемые «специальности» – кружковые направления, выпираемые по собственному желанию. Их спектр огромен – это все возможные творческие научные и прикладные направления.

За год Дружина проводит летний, осенний, зимний и весенний многодневные выездные лагеря. Большое количество поездок, паломничеств, экскурсий, праздников, мероприятий.

Мы приглашаем вступать в Отряд при нашем храме юношей и девушек от 10 до 16 лет. Тех, кто не боится, или хочет научиться не бояться трудностей, любит дружеское общение, приключения и хочет жить не только для себя, но и служить Богу, стране и обществу.

Постепенно при нашем храме формируются условия для проведения занятий по следопытству – подготовительной для скаутинга ступени, ориентированной на детей возрастом от 6 до 10 лет.

Работа Отряда великомученика Георги Победоносца при нашем храме осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

По всем вопросам можно обращаться по телефону (920)613-27-67

Иерей Дионисий Добров.

(5399)