История храма. Основная статья.

                         Храм древнего (предположительно XIV – XV век) Перемышльского Рождества Богородицкого девичьего монастыря. Вероятнее всего, монастырь был основан Владимиром Андреевичем Храбрым (удельный князь Серпуховской, Боровский и Углицкий, основатель г. Малоярославец Калужской обл. и Серпуховского мужского Высоцкого монастыря), или его сыновьями в период времени между 1400 – 1464 годами.
В период до 1617 известны имена пяти игумений:
1. Маремиана,
2. Петронида
3. Маремиана
4. Евгения
5. Харитония.

                        В помяннике Синодика монастыря содержалась запись: «помяни, Господи, души всехъ верующих во Христа, иже тело свое предаша на раны, и крови своя излиявица, главы своя подъ мечъ подклнившихъ, скончавшихся за святыя Божия церкви, и за православную веру, за благоверныя цари князи, и за все православное христианство, отъ татаръ, отъ литвы, отъ немецъ и отъ всехъ неверныхъ языкъ, и междоусобною бранию скончавшихся, во всехъ странахъ, и на всехъ бояхъ, подъ всеми грады оружиемъ побиенных, и неповинно казненныхъ, въ пленъ сведнныхъ въ темницахъ заключенныхъ».

                   Из этого видно, что Перемышль, как город окраинный, не раз подвергался нашествию различных народов – татар, литовцев, поляков и немцев. Но сильнее всего он пострадал в 1617 году от польской вольницы под предводительством Лисовского, который из Белева явился в Лихвин, но потерпевши неудачу под Лихвином, повернул на Перемышль. Перемышльский воевода с ратными людьми убежал в Калугу и Лисовский беспрепятственно занял Перемышль и укрепился в нём. Через несколько месяцев был вытеснен из Перемышля Пожарским. Шайка Лисовского разоряла, грабила и убивала. Особое зверство показали поляки – католики над русским духовенством. Запись в Синодике: «убиенных священнопротопопов Григория и Иоанна, священноиереев убиенных Димитрия, Иоанна, Иоанна, Иродиона, Алексия, Евсевия и Ейвферия». Следовательно все священники, не успевшие убежать с воеводой, или посчитавшие бегство постыдным были убиты фанатиками. Из граждан города были убиты 5 мужчин и 1 женщина. Сестры монастыря разбежались, никто из них не записан убитым. Монастырь они оставили под охраной монастырских крестьян, которые поплатились за это своей жизнью. Из них записано убитыми 46 мужчин и 3 женщины, пленными 5 мужчин и 2 женщины. Деревянный монастырь был сожжён дотла.

            Монастырь был бедный, не имел угодий и поместий. Cобрать сестёр было некуда и некому — игуменья Харитония умерла или до нашествия поляков или в тот же год вскоре после него. К возобновлению монастыря не было никаких возможностей. Дальнейшую судьбу обители определило появление на исторической сцене энергичной личности – старицы Маремияны Косковой. Она собирает на пепелище сестер, сообщает им свои намерения по возобновлению обители и обращается с слезным молением к щедрому жертвователю и даже любителю построения церквей и монастырей – князю Ивану Алексеевичу Воротынскому, который, сделав пожертвования от себя, обратился с просьбой от лица Маремианы к царю Михаилу Фёдоровичу. Царь не только прислал милостыню от себя, но и побудил к тому же своих приближенных бояр: Бориса Ивановича Морозова, Илью Даниловича Милославского и Михаила Алексеевича Ртищева. Пожертвовала средства и княгиня старица схимонахиня Марфа Волконская.

                    На эти средства Маремиана, назначенная строительницей монастыря, построила церковь и дом из кирпича. Монастырь был построен на прежнем месте в полуверсте от старого города на север, за крепостным рвом, на невысоком холме. На семивёрстное расстояние он был окружён мужскими монастырями: с севера Лютиковым, с юго-востока Гремячевым и Добрым, с юга Резванским и с юго-запада Шаровкиным, которые все и видны были с монастырской колокольни.

                Средства для постройки монастыря были, видимо, небольшими, а потому и церковь построена была небольшая: её длинна с алтарём и колокольней 12 сажень, ширина 4 сажени, высота церкви 6 сажень, а колокольни 8 сажень. Церковь построена из широкого тяжеловесного кирпича на тонком слое цемента, под затирку, связана железом, наружных украшений нет никаких, одноэтажная, квадратная. Алтарь полукруглый, освящён тремя окнами, устроенными под сводом, с полукруглой перемычкою, с железными лентистыми решётками. Церковь освещается двумя такими же окнами, устроенными на клиросах и двумя большими окнами, сделанными позже, устроенными над боковыми дверями. К дверям пристроены крыльца из белого камня, с двумя ступенями. Трапезная часть небольшая, в 4 квадратные сажени с низкими дугообразными сводами, к южной стене пристроен малый предел в честь великомученика Георгия Победоносца. Крыша храма четырёхскатная, на ней 5 грушевидных глав на тонких шейках, расположенных симметрично. Кресты железные, узорчаты, основанные на полумесяце, рога которого украшены звёздами, из середины креста исходит 12 лучей, на конце каждого луча по звезде. Кресты украшены короною, что указывает на царское пожертвование на строительство храма.

                  Иконостас пятиярусный, позолоченный червонным золотом, с иконами хорошего греческого письма на золоте. Царские врата резные, позолоченные, с рельефными изображениями евангелистов. В таком виде, без серьёзных изменений, храм оставался до середины XIX века.

                Проведенная императрицей Екатериной II секуляризация (изъятие в пользу государства) церковных земель, когда многие монастыри лишились основных своих угодий, сильно сказалась на их положении, ибо сельское хозяйство было основным средством, обеспечивающим их жизнедеятельность. Государство не могло компенсировать выделяемыми монастырям дотациями тот урон, который оно причинило им своими реформами. Это стало причиной упадка и закрытия многих монастырей. Такое положение дел привело к тому, что в 1764 г. на территории всей Калужской области действующими осталось только 5 штатных монастырей и 4 заштатных (через год заштатных стало 3, т. к. Свято-Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославце был упразднен «по недостатку средств»). В том же 1764 году был упразднён и Перемышльский Рождества Пресвятой Богородицы девичий монастырь, а его храм стал приходским (в том же году были упразднены Гремячев, Добрый и Резванский монастыри, а Шаровкин переведён в заштатные).

                     До революции в храме продолжали храниться монастырские реликвии:
1. напрестольное Евангелие, напечатанное в 1633 году в Москве и подаренное Михаилом Фёдоровичем — первым царём из рода Романовых, с надписью: «Сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий князь Михаил Федорович всея России в Перемышле в церковь Рождества Пресвятые Богородицы, при строителе старице Маремьяне с сестрами, лета 7142 (1634) года августа в 10 день»;
2. древний монастырский Синодик, писанный полууставом в начале XVII века;
3. два древних оловянных потира;
4. современный храму образ «Спас нерукотворный», находившийся над входными дверями, на паперти, в углублении из кирпича;
5. храмовую икону Рождества Пресвятой Богородицы.
В советское время эти реликвии, как и всё прочее имущество храма, пропало бесследно.

              В 1866 и 1894 гг. была расширена трапезная часть храма. После этого храм приобрёл современный вид.

                     Закрыт храм был в 30-е годы XX века. В 70-80 года в нём размещался продовольственный магазин. Потом здание обветшало, пришло в негодность и магазин был закрыт.

                     Возрождение храма началось в 2003 году трудами Леонида Сергеевича Громова (тогда главы Перемышльского района) и Ивана Федоровича Глумова (тогда заместителя министра природных ресурсов РФ). Проект для восстановления храма составил замечательный архитектор и краевед Иван Дмитриевич Белов. Завершилось восстановление храма в 2013 году. 16 марта 2013 года храм был освящён архиерейским чином Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Климентом, митрополитом Калужским и Боровским.

(588)

6 ответов на История храма. Основная статья.

  1. Дмитрий

    Добрый вечер, помяните, пожалуйста, почившего 26 июня сего года Белова Ивана Дмитриевича, калужского архитектора и краеведа. Именно по разработанным им чертежам был восстановлен храм. Он присутствовал и на его освящении. Здесь он на переднем плане с фотоаппаратом: http://hram-rpb.cerkov.ru/files/2014/05/IMG_8577-001.jpg

    • overmars13

      Здравствуйте, Дмитрий!

      Я священник Дионисий Добров, настоятель храма Рождества Богородицы в Перемышле. Простите, пожалуйста, за запоздалый ответ. Приношу Вам свои соболезнования по поводу кончины Ивана Дмитриевича. Без сомнения это огромная потеря для всех, кто знал Вашего отца, для отечественной культуры и Церкви. Мы внесли имя Ивана Дмитриевича в синодик нашего храма и поминаем его на каждой службе.

      В связи с тем, что Иван Дмитриевич много потрудился в деле восстановления нашего храма, прошу Вас, Дмитрий, подготовить и переслать нам материал — некролог, рассказывающий о Вашем отце, о его связи с нашим храмом. Мы поместим этот материал на нашем сайте — наш сайт хоть и малопосещаемый, но всё-таки живой, и благодарность и память о Вашем отце будет жить в людях.

      С уважением, Д. Добров

    • Наталья

      Здравствуйте, Дмитрий. С глубоким почтением и благодарностью относимся к благому делу восстановления храма Рождества Пресвятой Богородицы в нашем селе Перемышль. Обращается к Вам прихожанка храма, педагог школы. Приношу искренние соболезнования по поводу смерти Вашего отца. У меня в этом году 31 июля тоже умер папа. Его отпевали в храме, который восстанавливал Ваш отец. Поэтому, сочувствуя Вам, понимаю до глубины души- как это больно терять своих близких. Да воздаст Господь Бог нашим усопшим родным добром и примет души их в Царствие небесном. Мы с ребятами готовим исследовательский проект по истории восстановления храма. Помогите нам, пожалуйста, если у Вас есть хоть какие- то сведения, чертежи или заметки Белова Ивана Дмитриевича или адреса знакомых по этому вопросу. Прошу Вас сообщить адрес своей электронной почты для более конкретного общения. С уважением, Наталья Васильевна.

      • Дмитрий

        Здравствуйте, о.Дионисий и Наталья Васильевна, в данный момент отбираю материалы по храму, которые попадаются. В основном фотографии, есть наброски, чертежи. Обязательно вышлю — ведь это уже страничка истории храма, села.

        • Наталья

          Спасибо огромное. Будем ждать материалы для исследовательского проекта на электронной почте nat74425958@yandex.ru С уважением и благодарностью, Наталья Васильевна.

  2. Алексей

    Купил Калуге (православная лавка Никитского Храма) Травяной чай «Перемышль Пустырник». Качественный сбор. Спасибо. Храни вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *